Ученые: попытки искусственно замедлить глобальное потепление могут быть опасны

Ученые: попытки искусственно замедлить глобальное потепление могут быть опасны

Локальное использование методов геоинженерии может навредить жителям других регионов Земли.

268714-48ec054c53c79cea66da6722fbc96c26

Исследователи из Великобритании и США спрогнозировали последствия, к которым может привести попытка «охладить» Землю с помощью искусственной имитации извержения вулкана. По мнению ученых, искусственный катаклизм может увеличить число циклонов и засух в некоторых регионах планеты.

Известно, что за многими извержениями крупных вулканов следовали значительные похолодания. При извержении вулкан выбрасывает в воздух поток взвешенных твердых частиц — аэрозоль. Эти частицы собираются в облако, которое поглощает часть солнечного излучения, и температура падает. Например, при извержении вулкана Пинатубо в 1991 году глобальная температура снизилась на 0,5–0,7 °С. В последние годы ряд исследователей предлагали воспроизвести такое событие искусственно, выбрасывая в стратосферу сульфатные аэрозоли. Метод получил название stratospheric aerosol injection (SAI). Это одна из самых известных технологий геоинженерии.

Говорит ведущий автор работы Энтони Джонс (Anthony Jones): «Результаты нашего исследования показывают, что региональная “солнечная” геоинженерия — очень рискованная стратегия, которая может одновременно пойти на пользу одному региону и нанести ущерб другому».

Разрушительный эффект вмешательства может проявиться на расстоянии тысяч километров от искусственного извержения. Ученые смоделировали сценарий, при котором «инъекция» аэрозоля в Северном полушарии должна уменьшить интенсивность тропических циклонов — таких как ураган «Катрина». При создании модели атмосферу Земли «разделили» на несколько десятков слоев, взаимодействующих друг с другом. Выяснилось, что подобное вмешательство вызовет более частые и суровые засухи в африканском регионе Сахель, лежащем южнее Сахары. Выброс аэрозоля в Южном полушарии может, напротив, усилить тропические циклоны Северного полушария.

Исследователи указывают: если человечество и попытается замедлить глобальное потепление методами геоинженерии, принимать решение об этом стоит на международном уровне. Также ученые отмечают, что сегодня нет развитых норм международного права, регулирующих методы геоинженерии.

Исследование опубликовано в журнале Nature Communications.

Ранее ученые предположили, что замедлить темпы глобального потепления удастся, заменив половину потребляемого в мире мяса на блюда из насекомых.