18.05.2018
Редакция Naked Science

Ученые показали воздействие комариной слюны на иммунитет

Укус комара оказался опасен сам по себе — даже не неся инфекции, он вызывает в организме «иммунную бурю».

komary0
©Wikipedia / Автор: Анастасия Кожевникова

Комариный укус оставляет после себя не только отчаянно чешущуюся ранку на коже. Эксперименты показывают, что даже если насекомое не несет никаких болезней, его слюна вмешивается в работу иммунной системы — уже после первого укуса. Об этом ученые пишут в статье, опубликованной в журнале PLOS Neglected Tropical Diseases.

Несмотря на ужас, который способны внушать нападения акул или крокодилов, самыми смертельными для человека животными остаются комары, которые служат разносчиками множества опасных заболеваний, включая лихорадку денге и малярию. По оценкам Центров по контролю и профилактике заболеваний США (CDC), треть населения Земли живет в районах, подверженных риску таких инфекций.

Профессор Бэйлоровского колледжа медицины Ребекка Рико-Хесс (Rebecca Rico-Hesse) специализируется на тропических зоонозах, прежде всего на тропической лихорадке денге, которая поражает десятки миллионов человек каждый год и в десятках тысяч случаев заканчивается летально. По словам ученых, такие исследования сильно затрудняет высокая специализация вируса, которая затрагивает лишь людей, не позволяя проводить эксперименты на животных.

Поэтому команда Рико-Хесс использовала специальную линию лабораторных мышей, у которых заблокировано нормальное развитие собственной иммунной системы. При этом им вносили стволовые клетки-предшественницы иммунных клеток человека. В итоге в организме животных развивались отдельные компоненты человеческого иммунитета, что дает возможность ставить на них многие «человеческие» эксперименты, в том числе для изучения лихорадки денге.

Еще несколько лет назад ученые продемонстрировали, что заражение вирусом через укус или инъекцию из шприца — это вовсе не одно и то же, и разные способы доставки влияют на дальнейшее развитие болезни в организме. Укус делал лихорадку более интенсивной и похожей на то, что наблюдается при заболевании человека, включая сыпь, лихорадку и другие симптомы.

Это навело исследователей на мысль о том, что комары служат не просто «крылатыми шприцами» для инфекции, но и каким-то образом помогают инфекции. Так они начали изучать последствия комариных укусов самих по себе. Для этого четырем насекомым дозволяли вдоволь насытиться кровью нескольких анестезированных мышей, у которых затем забирали пробы крови и других тканей — через шесть и 24 часа, а также неделю спустя.

Их состав сравнивался с состоянием «некусанных» мышей контрольной группы. Это позволило заметить, что комариная слюна сама по себе вызывает целый букет неожиданных иммунных реакций. В частности, растет уровень цитокинов, сигнальных молекул воспаления; активируются Т-хелперы, участвующие в противовирусном ответе и аллергии.

Эти изменения прослеживались вплоть до недели после укусов в разных тканях организма. Ученые считают, что такой эффект комариной слюны может играть большую роль в распространении инфекций, и собираются продолжить исследования того, как комариный укус влияет на иммунитет.