Ученые объяснили черно-белую окраску панд — Naked Science

Ученые объяснили черно-белую окраску панд

Резкая, контрастная окраска панд стала результатом компромисса – необходимости прятаться в снегу и в лесу, маскироваться и общаться друг с другом.

panda0

Пожалуй, большие панды известны куда шире, чем они того заслуживают. Контрастная окраска шерсти этих жителей гор Центрального Китая знакома всему миру. Черный цвет на ушах и вокруг глаз, черные «рукава» и «штанишки» резко выделяются на белой морде и туловище этих медведей. И до сих пор нет единого мнения о том, зачем пандам иметь такую необычную окраску.

Она может быть предупреждающей, как контрастные полоски ос или шмелей, может участвовать во внутривидовых коммуникациях, помогать регуляции теплообмена или даже служить камуфляжем на фоне заснеженных камней. Этому посвящена и статья в журнале Behavioral Ecology, опубликованная биологами из лаборатории профессора Университета штата Калифорния Теодора Станковича (Theodore Stankowich).

Ученые сравнили окраску больших панд (Ailuropoda melanoleuca) с окраской шерсти 195 других наземных хищных млекопитающих, а также 39 подвидов медведей. Их сравнивали друг с другом, а также с ландшафтом, типичным для мест обитания этих животных. Авторы пришли к выводу о том, что между цветом шкуры и внешней температурой связи нет. Нет и никакой тенденции к появлению черных «очков» на глазах у тех видов, которым приходится оберегать зрение от блеска горного снега.

Панда в своем естественном ландшафте: национальный парк провинции Сычуань / ©Michigan State University Center for Systems Integration

Зато ученые обнаружили корреляцию между окраской и снежным покровом – по всей видимости, именно защитную функцию выполняет контрастная окраска панд. Бело-черной она могла стать в результате компромисса между необходимостью маскировать медведей и в заснеженных горах, и в высокогорных лесах. Животные постоянно кочуют возле их границы, где их поджидают опасные хищники – леопарды.

При этом черные «очки» и уши на морде должны играть совершенно другую роль. Станкович и его коллеги показали, что окраска морды у млекопитающих обычно связана с внутривидовыми взаимодействиями. Контрастные цвета у панд могут облегчать эти коммуникации и, возможно, даже различать друг друга «в лицо». Скорее всего, сами панды воспринимают черные «очки» и черные уши как достаточно яркую деталь и стремятся показать их во всей красе сопернику, но при ухаживании за партнером, наоборот, могут даже прикрывать их лапами, чтобы выглядеть не так агрессивно.

Сегодня, в 21:42 (мск), должно состояться приводнение космического корабля Crew Dragon в акватории Атлантического океана. Трансляцию вы сможете посмотреть на нашем сайте.