Ученые научились получать ГМ-овощи и фрукты без косточек — Naked Science

Ученые научились получать ГМ-овощи и фрукты без косточек

Японские биологи использовали технологию CRISPR для получения томатов без косточек и не нуждающихся в опылении.

tomatoes

Партенокарпические (бессеменные) плоды встречаются у многих культурных растений – всем известен виноград без косточек. Однако, как правило, такие формы отбирались в ходе селекции, как продукт случайной мутации, произошедшей за тысячелетия культивирования.

Ученые из японского Университета Токушимы сумели добиться того же за считанные дни с помощью направленной генной модификации посредством системы CRISPR/Cas9. В статье, опубликованной в журнале Scientific Reports, они сообщают о получении партенокарпических томатов. Целевая мутация была внесена в ген SlIAA9, что привело к повышенному производству ауксинов, растительных гормонов, стимулирующих рост плодов без формирования семян. В остальном ГМ-растения ничем не отличались от обычных, только листья (их рост также контролируется ауксинами) имели менее изрезанную форму.

Что особенно интересно, такие растения не нуждаются в опылении для того, чтобы приносить отличные съедобные плоды. Теоретически широкое применение их в сельском хозяйстве заметно снизит потребности в насекомых-опылителях, которые в последнее время переживают далеко не лучшие времена. Размножать такие растения придется «черенками», что может потребовать дополнительных трудозатрат, но эту задачу вполне возможно автоматизировать и роботизировать.

Авторы отмечают, что до появления CRISPR/Cas9 уже было предпринято несколько попыток получения партенокарпических томатов с помощью ГМ-методов предыдущего поколения, однако все эти работы были чрезвычайно затратными по ресурсам и времени и недостаточно надежными. Тогда как новый подход с использованием CRISPR/Cas9 отличается быстротой, простотой и высокой точностью модификации целевого гена.