Ученые научили пауков плести сверхпрочные сети из графена — Naked Science

Ученые научили пауков плести сверхпрочные сети из графена

Знаменитая паутина человека-паука может стать реальностью: скормив паукам графеновые нанотрубки, ученые заставили их плести нити рекордной прочности.

Pholcus

Этот союз кажется совершенно естественным: графен, углеродная структура толщиной всего в один атом, является одним из самых механически прочных искусственных материалов, а паутина – одним из самых прочных материалов в живой природе. Насколько известно, прочнее паутины лишь зубы моллюсков – морского блюдечка, как выяснили недавно итальянские ученые из команды Николя Пуньо (Nicola Pugno).

Новая работа этой группы исследователей оказалась еще интереснее: поймав нескольких пауков-сенокосцев (Pholcidae), они опрыскивали их растворами, содержавшими либо графеновые наночастицы (диаметром 200-300 нм), либо нанотрубки из того же материала. Такая подготовка оказала эффект не на всех пауков: часть из них плела все такую же обычную паутину.

Однако у некоторых графеновые структуры добрались до паутинных желез и оказались включены в выделяемый ими секрет – а значит, и в сети. Наиболее впечатляющие результаты показали сенокосцы, включившие в паутину графеновые нанотрубки: их сети стали еще в 3,5 раза прочнее обычных.

Пока ученые даже не изучили, каким образом графен встраивается в структуру нитей паутины: быть может, он покрывает их снаружи, а может, интегрируется непосредственно между тяжами белка. Но, так или иначе, это работает, и авторы работы активно фантазируют о возможных применениях такой «графеновой паутины» – вплоть до создания громадных сетей для безопасной ловли падающих самолетов.

Конечно, планируют они и новые эксперименты по превращению пауков в живые фабрики новейших материалов. Возможно, подойдут на эту роль и морские блюдечки с их твердыми зубами. А если из таких опытов что-то получится, мы вам обязательно расскажем.