Ученые нашли белок-ограничитель иммунитета, спасающий грипп от апокалипсиса — Naked Science
24.05.2016
Редакция Naked Science

Ученые нашли белок-ограничитель иммунитета, спасающий грипп от апокалипсиса

Подавление клеточной молекулы MCJ, участвующей в обмене веществ, может способствовать повышению иммунитета к гриппу и другим вирусам. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного на базе Университета Вермонта (США).

Малоизученный белок MCJ является одним из звеньев метаболизма, поддерживающего жизнедеятельность клеток на необходимом уровне. В случае T-клеток иммунитета, в частности CD8, ключевая задача которых — уничтожение инфекции, белок выполняет регуляторную функцию. В ходе работы ученые выяснили, что MCJ фактически сдерживает митохондрии — энергетические станции клеток, — действуя по принципу тормозной системы. Открытие позволило предположить, что, сняв иммунитет «с ручника», сопротивляемость заболеваниям удастся повысить.

В экспериментальных целях исследователи вывели линию мышей без MCJ и привили их и грызунов с сохранной клеточной структурой вакциной против гриппа. Спустя месяц у них взяли пробу CD8-клеток и внедрили мышам из третьей и четвертой групп — нормальные и MCJ-дефицитные клетки соответственно.

Затем последних подвергли инфицированию ударными дозами вируса. Мыши с сохранными CD8-клетками погибли, что свидетельствовало о низкой эффективности традиционной вакцинации. Вместе с тем животные с имплантированными CD8-клетками без MCJ выжили и демонстрировали хорошую ответную реакцию даже на избыточное воздействие болезни.

«Мы не сумели подтвердить пользу этого белка. Его ингибирование стимулирует иммунный ответ, сопротивляемость гриппу и, вероятно, иным вирусам», — сообщила профессор Мерседес Ринкон.

В настоящее время специалисты тестируют терапию жирового гепатоза путем ликвидации MCJ из клеток печени. Методика ускоряет разрушение и конвертирование жиров в энергию, сокращая риск развития недуга.