У рыб обнаружили эмоциональные состояния — Naked Science

У рыб обнаружили эмоциональные состояния

Международная группа ученых впервые доказала, что у рыб бывают дифферренцированные эмоциональные состояния, возникающие в ответ на внешний раздражитель.

wapsxts

Вопрос о том, чем отличаются эмоции у человека и животных и есть ли они у животных вообще, впервые был сформулирован еще в конце XIX века, но однозначного ответа на него нет до сих пор. Отчасти это объясняется тем, что доказать наличие эмоций у животного сложно: в отличие от людей, они не умеют рассказывать о них. Но если понимать эмоцию как не только психический, но психофизиологический процесс – а именно к этому склоняется современная наука, – то определить эмоциональное состояние становится легче. Со сменой таких состояний меняется поведение животного, происходят характерные изменения в активности мозга и эндокринной системы. Такое понимание эмоционального состояния упрощает эксперимент.

Авторы исследования, опубликованного в Scientific Reports, доказывают, что рыбы эмоционально реагируют на изменения в своей среде обитания, причем реакция зависит как от того, предсказуемо изменение или нет, так и от личных особенностей животного.

В эксперименте красных пагров (Pagrus major) разделили на несколько групп по четыре рыбы в каждой и обучали реагировать на свет. Для одних групп свет означал угощение, для других – недолгую пытку воздухом. После дрессировки ученые провели тест: разные группы рыб кормили и доставали из аквариума, предупреждая об этом светом или не предупреждая. Параллельно исследователи измеряли уровень гормона стресса кортизола в крови пагров, а по завершении эксперимента извлекли из аквариума по одной особи из каждой группы, чтобы изучить состояние мозга (ученые измеряли уровень экспрессии определенных генов, активность которых связана с работой системы вознаграждения мозга).

Все четыре комбинации условий (неожиданное угощение, угощение после предупреждения, неожиданное извлечение из воды и извлечение из воды после предупреждения) дали разную картину: больше всего кортизола и продуктов экспрессии генов, интересовавших ученых, обнаружилось у тех рыб, которых без предупреждения подвергали стрессу, меньше всего – у тех, кого кормили, предварительно предупредив. Данные анализов коррелировали с поведением рыб: не предупрежденные о безопасности активнее пытались ее избежать.

«Если рассматривать эмоциональное состояние в качестве состояния мозга, возникающего как реакция на внешний стимул и связанного с конкретным поведением, то мы доказали, что у рыб эмоциональные состояния есть», – пишут авторы исследования. Это не означает, что рыбы переживают стресс так же, как люди. Однако это может пролить свет на эволюцию человеческих эмоций. Возможно, теоретизируют авторы статьи, эмоции возникли в процессе эволюции как средство оптимизации реакции на внешние раздражители: эмоции связаны с системой вознаграждения, которая регулирует поведение эффективнее, чем более примитивные системы, запускающие поведенческие реакции, когда стимул достаточно интенсивен.

Сегодня, в 19:57 (мск), должен состояться беспилотный запуск многоразового космического корабля New Shepard, разработанного компанией Blue Origin. Трансляцию вы сможете посмотреть на нашем сайте.

Ученые из Великобритании выяснили, что зубы мегалодона были побочным продуктом роста, а не адаптацией к привычкам питания. Они справлялись со своими задачами не лучше, чем зубы более мелких предков этих акул.

Генетическая модификация стрептомицетов позволила получить природный антимикробный агент в нужном для исследования его свойств количестве. Белок под названием формикамицин может стать основой новых перспективных антибиотиков.