У рыб обнаружили эмоциональные состояния
30.10.2017

У рыб обнаружили эмоциональные состояния

Международная группа ученых впервые доказала, что у рыб бывают дифферренцированные эмоциональные состояния, возникающие в ответ на внешний раздражитель.

wapsxts

Вопрос о том, чем отличаются эмоции у человека и животных и есть ли они у животных вообще, впервые был сформулирован еще в конце XIX века, но однозначного ответа на него нет до сих пор. Отчасти это объясняется тем, что доказать наличие эмоций у животного сложно: в отличие от людей, они не умеют рассказывать о них. Но если понимать эмоцию как не только психический, но психофизиологический процесс – а именно к этому склоняется современная наука, – то определить эмоциональное состояние становится легче. Со сменой таких состояний меняется поведение животного, происходят характерные изменения в активности мозга и эндокринной системы. Такое понимание эмоционального состояния упрощает эксперимент.

Авторы исследования, опубликованного в Scientific Reports, доказывают, что рыбы эмоционально реагируют на изменения в своей среде обитания, причем реакция зависит как от того, предсказуемо изменение или нет, так и от личных особенностей животного.

В эксперименте красных пагров (Pagrus major) разделили на несколько групп по четыре рыбы в каждой и обучали реагировать на свет. Для одних групп свет означал угощение, для других – недолгую пытку воздухом. После дрессировки ученые провели тест: разные группы рыб кормили и доставали из аквариума, предупреждая об этом светом или не предупреждая. Параллельно исследователи измеряли уровень гормона стресса кортизола в крови пагров, а по завершении эксперимента извлекли из аквариума по одной особи из каждой группы, чтобы изучить состояние мозга (ученые измеряли уровень экспрессии определенных генов, активность которых связана с работой системы вознаграждения мозга).

Все четыре комбинации условий (неожиданное угощение, угощение после предупреждения, неожиданное извлечение из воды и извлечение из воды после предупреждения) дали разную картину: больше всего кортизола и продуктов экспрессии генов, интересовавших ученых, обнаружилось у тех рыб, которых без предупреждения подвергали стрессу, меньше всего – у тех, кого кормили, предварительно предупредив. Данные анализов коррелировали с поведением рыб: не предупрежденные о безопасности активнее пытались ее избежать.

«Если рассматривать эмоциональное состояние в качестве состояния мозга, возникающего как реакция на внешний стимул и связанного с конкретным поведением, то мы доказали, что у рыб эмоциональные состояния есть», – пишут авторы исследования. Это не означает, что рыбы переживают стресс так же, как люди. Однако это может пролить свет на эволюцию человеческих эмоций. Возможно, теоретизируют авторы статьи, эмоции возникли в процессе эволюции как средство оптимизации реакции на внешние раздражители: эмоции связаны с системой вознаграждения, которая регулирует поведение эффективнее, чем более примитивные системы, запускающие поведенческие реакции, когда стимул достаточно интенсивен.