У Луны миллиарды лет сохранялась своя атмосфера

Вулканы молодой Луны извергали газы быстрее, чем те успевали улетучиваться в космос, создавая разреженную атмосферу.

Темные моря на лунном диске обнажают базальтовые вулканические породы, вынесенные вулканами больше 3 млрд лет назад, когда сама Луна была молодой и на ней сохранялась высокая вулканическая активность. Исследователи из Института Луны и планет (LPI) при Космическом центре имени Линдона Джонсона NASA подсчитали, что магма, которую извергали тогда вулканы, содержала достаточное количество летучих газов, чтобы поддерживать на Луне атмосферу, сохранявшуюся вплоть до 70 млн лет назад. Статью Дебры Нидхем (Debra Needham) и Дэвида Кринга (David Kring) публикует журнал Earth and Planetary Science Letters.

По оценкам ученых, два крупнейших периода газовых выбросов связаны с извержениями, заполнившими Море Ясности (Mare Serenitatis) и Море Дождей (Mare Imbrium) 3,8 и 3,5 млрд лет назад соответственно. Окрестности их посетили пилотируемые экспедиции Apollo 15 и 17, привезя на Землю образцы лунного реголита, в которых и удалось идентифицировать следы присутствия различных летучих соединений. Авторы отмечают, что часть этих веществ – прежде всего воды – должна сохраниться «запертой» в холодных, постоянно находящихся в тени областях возле полюсов спутника.

Отложения базальтовых пород на видимой стороне Луны между 3,9 млрд (3,9 Ga) лет назад и 1 млрд (1,0 Ga) лет назад / ©Needham & Kring, 2017

Помимо воды в составе базальтовых отложений обнаруживаются следы угарного газа и сероводорода. Долгое время, пока геологическая активность на Луне сохранялась, вулканы успевали выделить больше газов, чем улетучивалось в космос. В результате они создавали атмосферу, плотность которой была намного выше чем у Марса и которая окончательно исчезла лишь около 70 млн лет назад. Интересно, что в эпоху, о которой идет речь, Луна еще располагалась примерно втрое ближе к Земле и выглядела примерно втрое больше. Окутанная дымкой атмосферы, она была мало похожа на тот безжизненный и далекий диск, каким предстает наш спутник сегодня.

20 окт