Телескоп Hubble нашел спутник у карликовой планеты Макемаке

Телескоп Hubble нашел спутник у карликовой планеты Макемаке

У второго по величине (после Плутона) небесного тела в поясе Койпера обнаружился собственный крошечный спутник, совершенно непохожий на саму карликовую планету.

Среди карликовых планет Солнечной системы Макемаке, названная так в честь бога-творца в мифологии коренных жителей острова Пасхи, – третья по величине после Плутона и Эриды. Расположенная на задворках нашего «звездного дома», в поясе Койпера, в 40–50 раз дальше от Солнца, чем Земля, Макемаке имеет не более 1500 км в поперечнике, что вдвое меньше диаметра Луны. Рассмотреть ее на небе совсем не просто, поэтому открыта эта карликовая планета была уже в XXI в., и размер ее мы знаем лишь приблизительно, а масса и форма оцениваются совсем грубо. Художники изображают Макемаке круглой, но на самом деле это вряд ли так.

Тем более удивительно новое достижение телескопа Hubble, который недавно позволил ученым обнаружить у Макемаке крошечную собственную луну. По примерным оценкам, спутник MK 2 имеет в диаметре не более 150 км и находится на удалении 20 тыс. км от своей карликовой планеты. Данные, на которых астрономы заметили МК 2, были получены еще в апреле 2015 года с помощью широкопольной камеры WFC3 – той самой, которая прежде помогла открыть спутники Плутона.

По мнению ученых, открытие спутника Макемаке даст толчок более детальному изучению этой интересной системы. Наблюдения орбитального движения карликовой планеты и ее спутника позволят уточнить их размеры и массы, а значит, лучше понять происходящее во всем поясе Койпера – обширнейшем «складе» ледяных тел на дальних окраинах Солнечной системы. Поэтому Hubble продолжит наблюдение и Макемаке, и МК 2.

Карликовая планета Макемаке и ее спутник МК 2 на снимке, выполненном космическим телескопом Hubble / ©NASA/ESA/A. Parker (SwRI)

Например, уточнение орбиты спутника МК 2 (официального названия у него еще нет) позволит прояснить его происхождение. Вытянутая и неправильная орбита укажет на то, что МК 2 появился в результате столкновения Макемаке с другим объектом из пояса Койпера, что, кстати, может объяснить и собственную отклоняющуюся от плоскости эклиптики орбиту карликовой планеты.

Кроме того, имеющиеся данные наблюдений в ИК-спектре указывают, что если сама Макемаке отличается ярко блестящей и холодной поверхностью, то ее спутник более темен и нагревается слегка сильнее. Объяснить эту разницу еще предстоит.