29.01.2014
Редакция Naked Science

Супер-туберкулез из Самары

Медики западных стран напуганы «сверхспособностями» российской туберкулезной палочки.

china-tuberculosis_sq-f5d5d17db6e8058714e07b844f652d2ce5a78bc2

Генетический анализ примерно 1000 существующих штаммов туберкулезной палочки стал, возможно, самым масштабным в истории исследованием генотипа одного вида бактерий. Именно так обнаруженный в России туберкулез стал печальным рекордсменом.

Накопивший изрядное количество мутаций штамм туберкулезной палочки стал не только резистентным к различным антибиотикам, но и начал распространяться с особенной эффективностью.

Мощнейший всплеск туберкулеза, вызываемого микобактериями Mycobacterium tuberculosis, пришелся на начало 1990-х, период распада Советского Союза и его системы здравоохранения. Недостаточное лечение антибиотиками, которое получало тогда множество пациентов, часто не столько уничтожало инфекцию, сколько дарило ей возможность выработать устойчивость к воздействию лекарств. Впрочем, одними социальными факторами появление «супертуберкулеза» вряд ли удастся объяснить.

Mycobacterium tuberculosis

©CDC/Dr. Ray Butler; Janice Carr

Пробы туберкулезных палочек британские ученые получали в Самаре, у 2348 больных, и для 1000 выделенных штаммов провели полное секвенирование генома. Как оказалось, примерно половина из них были мультирезистентными, то есть обладали устойчивостью к воздействию двух важнейших противотуберкулезных средств, изониазиду и рифампицину, а 16% изолятов вдобавок к этому были нечувствительны и к некоторым менее популярным антибиотикам.

«Хотя в целом история развития резистентных туберкулезных бактерий в России нам известна, новые данные все равно шокируют, ? сообщает швейцарский эпидемиолог ВОЗ Кристофер Дай (Christopher Dye). ? Просто пугают».

Стоит сказать, что вообще действие антибиотиков связано с разрушением каких-либо структур или нарушением работы биологических механизмов, свойственных лишь определенным бактериальным клеткам, но не клеткам нашего организма. Однако случайные мутации могут дать бактерии то или иное средство устойчивости ? скажем, появление альтернативного биологического механизма, выполняющего ту же функцию. Однако, как правило, такая резистентная бактерия в целом развивается и размножается медленнее «дикого» вида.

К сожалению, в некоторых случаях у резистентной бактерии могут появиться и новые компенсаторные мутации, которые восстанавливают скорость их деления. Такие мутации европейские исследователи обнаружили в более чем 400 образцах мультирезистентной туберкулезной палочки. По их мнению, такие штаммы могут размножаться не медленнее обычного.

«Худший сценарий ? это когда микроорганизм развивает устойчивость, затем компенсирует ее негативные эффекты и, по сути, превращается в нечто совершенно новое и гораздо труднее излечимое», ? добавила эпидемиолог из США Меган Мюррей (Megan Murray).

Впрочем, сдаваться врачи и ученые не намерены. «Уверен, что если местные медики используют подходящую программу контроля, учитывающую особенности каждого штамма, поразившего каждого конкретного пациента, и будут проводить соответствующее лечение, то распространение резистентных бактерий начнет замедляться, ? говорит Кристофер Дай. ? Так было в Эстонии, в Гонконге, в США. Сомневаюсь, что в России будет иначе».