Судьба «Икара»: комета ISON испустила дух — Naked Science

Судьба «Икара»: комета ISON испустила дух

Вчера в 22.45 по московскому времени «комета века» превратилась в пыль.

ison_soho-sdo_still_c2_1

В это время знаменитая комета должна была пролететь на минимальном расстоянии от Солнца ? 1,16 млн. км. Но сделать этого ей не удалось. Еще до этого момента ядро кометы разрушилось, превратившись в пыль.

А ведь еще в начале «карьеры» комете ISON предрекали славу самой яркой кометы десятилетия. Но сближение со светилом «безнаказанно» не прошло ? комета полностью испарилась, и мы никогда больше не сможем ее увидеть. Космическим телескопам удалось запечатлеть лишь последствия драмы: на снимках появилось облачко, «тень» кометы.

Специалистам из солнечной обсерватории НАСА SDO, которая должна была наблюдать момент прохождения кометы рядом с Солнцем, нечего было смотреть.

«Наши аппараты не могут увидеть комету ISON после того, как она сблизилась с Солнцем сегодня. Как Икар, она, возможно, пролетела слишком близко к Солнцу», ? сообщает НАСА (опубликовано в Facebook).

Солнечной обсерватории SOHO, впрочем, кое-что заснять удалось ? это было облако пыли, летящее по орбите кометы, появившееся после ее сближения с Солнцем. Увы, яркость этого облака оказалась куда меньше, чем была у кометы до сближения.

«Это печально, что она разрушилась. Но с точки зрения науки, это замечательно: при ее распаде высвободились вещества, из которых она состояла, и мы можем узнать больше о той материи, из которой образовалась Солнечная система», ? заявил астроном и популярный блогер Фил Плэйт в ходе телеконференции НАСА.

Немного истории

Напомним, что комету C/2012 S1 (ISON) открыли в сентябре прошлого года. Это сделали российский астроном Артем Новичонок из Петрозаводска и его коллега из Белоруссии ? Виталий Невский. Открытие было сделано в ходе наблюдений на обсерватории в Кисловодске. Эта обсерватория входит в международную сеть обсерваторий ISON (International Space Observation Network, русский вариант названия НСОИ АФН — Научная сеть оптических инструментов для астрометрических и фотометрических наблюдений).  В честь этой сети комету и назвали.

Астрономы отметили сразу: комета обладает уникальными характеристиками ? у нее достаточно большое ядро (около полутора-двух километров), но еще интереснее ее орбита: она должна была пройти очень близко к Солнцу, а затем довольно недалеко от Земли.

Комета ISON на пути к Солнцу

©ESA/NASA/SOHO

Сближение со светилом позволило отнести ISON к классу, так называемых, «солнцецарапающих комет». Однако ядра представительниц этого класса, как правило, невелики ? десятки и сотни метров, поэтому, в основном, эти кометы испаряются без остатка. Комета ISON с ее внушительными размерами обещала более грандиозное светопреставление. Ученые полагали, что она станет одной из ярчайших комет десятилетия. Некоторые даже думали, что она будет ярче Луны.

Но уже через несколько месяцев стало ясно ? оправданий оптимизму нет. Яркость кометы росла не так быстро, как того хотелось. Астрономы, следившие за кривой яркости, отмечали, что иногда рост блеска останавливался. Именно поэтому они стали подозревать, что комета начинает разрушаться и может рассыпаться в пыль, как это произошло с кометой Еленина.

За судьбой кометы следило множество «глаз»: за ней наблюдали самые мощные телескопы ? «Хаббл», зонд «Дип Импакт», марсианский аппарат MRO и многие другие космические и наземные аппараты.

Последние дни жизни

Несмотря на это, комета продолжала обнадеживать ? яркость ее росла. А в ноябре, незадолго до перигелия, комета достигла пятой звездной величины ? и некоторым везунчикам удалось разглядеть ее невооруженным глазом.

Астрономы, конечно, опасались, что при прохождении перигелия комета может разрушиться, но многие все же рассчитывали увидеть грандиозное шоу, показанное в свое время кометой Лавджоя ? подлетев к Солнцу, эта комета лишилась хвоста, а потом, словно ящерица, «отрастила» новый. Она сияла в небе несколько дней ? до тех пор, пока не разрушилась.

В последние сутки своей жизни, перед перигелием, яркость ISON стала скачкообразно расти, достигнув сначала яркости Сириуса, а потом яркости Венеры. Некоторые астрономы предположили, что в этот момент и наступила смерть кометы ? разрушилось ее ядро.

Сначала ученые следили за движением кометы с помощью солнечных телескопов «Стерео», снявших ее в паре с кометой Энке. А в четверг утром (вчера) ISON можно было наблюдать в солнечной обсерватории SOHO. В этот момент ее яркость снова резко выросла, а затем начала падать.

Смерть

«Ядро кометы окончательно развалилось около полудня по Москве, и мы продолжаем наблюдать падение ее блеска. Скорее всего, из-за Солнца вылетит уже шлейф обломков и пыли. Яркого зрелища на утреннем небе в декабре не стоит ждать, но слабоконтрастный хвост может появиться», ? сообщил научный руководитель обсерватории «Ка-Дар» Станислав Короткий.

Это изображение из SDO показывает Солнце и отсутствие кометы ISON рядом с ним. Белым плюсиком показано место, где комета должна была появиться