Домашние животные не должны питаться, как мы
Почему?
05.09.2018
Редакция Naked Science

Среди пауков обнаружились «авторитеты»

Индивидуальные особенности отдельных пауков вида Stegodyphus dumicola могут влиять на успех охоты всей группы

17269774168_1744bcf9a0_b

Большинство пауков ведут одиночный образ жизни. Они самостоятельно плетут паутину, по которой передвигаются, и охотятся на добычу, не делясь ею ни с кем. Но пауки вида Stegodyphus dumicola — другие. Они принадлежат к группе так называемых социальных пауков: вместе плетут паутину и охотятся. Предыдущие исследования показали, что это действительно социальные животные, активно взаимодействующие друг с другом.

Команда исследователей из Калифорнийского университета обнаружила, что индивидуальные особенности этих социальных пауков могут оказывать влияние на то, как хорошо охотится целая группа. Ученые описали свои наблюдения в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the Royal Society B.

Биологи задались вопросом, может ли каждый отдельный паук иметь свои индивидуальные характеристики, которые отличают его от других. В частности, исследователей интересовало, способны ли отдельные члены паучьей группы быть смелее остальных и как это повлияет на успешность охоты.

Для поиска ответа на этот вопрос ученые отправились в Южную Африку, где обитают Stegodyphus dumicola, собрали несколько особей и изучили их поведение в искусственно воссозданных условиях.

Чтобы оценить «смелость» каждого отдельного паука, на них направляли поток воздуха, симулирующий приближение хищной птицы. Особи демонстрировали разную реакцию на это обстоятельство. Одни пауки сначала сворачивались в клубок, но потом быстро разворачивались и начинали двигаться в обратном направлении от раздражителя. Другие действовали в разы медленнее. Первых ученые охарактеризовали как «смелых» пауков, а вторых — как более робких.

Далее исследователи сформировали группы в зависимости от степени смелости пауков. Часть групп состояла из «храбрых» особей, другая часть была смешанной, и еще часть содержала только одного смелого паука или одного робкого. Затем ученые наблюдали, как различные группы ведут себя во время социальных активностей, включая охоту.

В ходе экспериментов ученые получили забавные результаты. В группах, где присутствовал только один смелый паук, поведение остальных особей изменялось соответственно ему, и, как следствие, вероятность успешного завершения охоты многократно повышалась. Однако характер социальных взаимодействий в таких группах не менялся.

Биологи предположили, что такие индивидуальные различия между отдельными пауками в группах и их способность влиять на поведение соратников — это адаптивное преимущество, появившееся в ходе эволюции. Более смелые особи помогают повысить шансы на успех группы при охоте, а вот робкие лучше заботятся о новорожденных пауках.