Способность вируса Зика заражать плод связали с известным белком

Способность вируса Зика заражать плод связали с известным белком

Американские ученые пришли к выводу, что вирус Зика способен инфицировать эмбрионы благодаря специфическому использованию рецепторных белков. Результаты работы опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Вирус Зика — вид флавивирусов (Flavivirus), переносчиками которых выступают насекомые. К роду флавивирусов также относятся лихорадки Западного Нила и денге: они способны вызывать одноименные заболевания, поражающие, в числе прочего, нервную ткань. Однако, в отличие от вируса Зика, последние могут инфицировать только взрослых людей и не угрожают эмбрионам.

При этом для поражения нервной ткани вирус Зика, как и лихорадка денге, использует рецепторную тирозинкиназу AXL. Чтобы выяснить, как первый заражает плод, ученые из Научно-исследовательского института Скриппса и Университета Вашингтона в Сент-Луисе изучили развитие вируса в клетках эндотелия, составляющего основу плацентарного барьера.

На первом этапе авторы оценили чувствительность клеток к вирусу Зика, лихорадкам денге и Западного Нила. Для имитации естественного заражения они использовали штамм, выращенный в линии клеток млекопитающих, вместо того чтобы размножать его в насекомых. Результаты подтвердили, что из всех патогенов только вирус Зика оказался способен инфицировать эндотелий.

Затем ученые удалили кофакторы инфицирования и пришли к выводу, что для проникновения в ткани возбудитель также использует AXL. Примечательно, что лихорадки денге и Западного Нила также смогли заразить эндотелий, когда были размножены в клеточной линии насекомых: вероятно, в их случае способность преодолевать плацентарный барьер теряется при передаче от млекопитающего.

Ранее международная группа ученых разработала РНК-вакцину от вируса Зика. Она представляет собой матричную РНК (мРНК), которая кодирует оболочечный (anC) и премембранный (prM) гликопротеины одного из штаммов вируса и заключена в липидные наночастицы. В ходе испытаний препарат успешно предотвратил повторную репликацию возбудителя у мышей и макак-резус (Macaca mulatta).

Еще один шаг на пути к точному распознаванию мыслей исследователи сделали, используя нейросети и опираясь на метод электрокортикограммы. Ошибки составили всего 3%.

Российская компания начала использовать обезличенные данные для составления статистики о том, как в крупных городах России придерживаются режима самоизоляции.

Некоторые патогены, передающиеся воздушно-капельным путем, разлетаются на семь-восемь метров, когда больной чихает, и на 2,5 — когда кашляет. Это ставит под сомнение безопасность рекомендуемой социальной дистанции при Covid-19.