03.02.2017
Редакция Naked Science

РНК-вакцина защитила мышей и макак от вируса Зика

Международная группа ученых разработала и испытала РНК-вакцину против вируса Зика. Результаты исследования представлены в журнале Nature.

image_3749e-zika-virus

Вирус Зика является возбудителем одноименной лихорадки, которая была впервые выявлена в 1947 году. В 2015 году в Бразилии началась пандемия заболевания. Наибольшую опасность патоген представляет для беременных женщин: у их детей возрастает риск аномалий развития центральной нервной системы, в частности микроцефалии. При этом универсального лечения лихорадки не существует.

В новой работе ученые из Пенсильванского университета и других учреждений разработали вакцину против вируса Зика на основе матричной РНК (мРНК). Препарат представляет собой мРНК, которая кодирует оболочечный (anC) и премембранный (prM) гликопротеины одного из штаммов вируса. Молекулы вакцины заключены в липидные наночастицы, способствующие их трансляции.

На первом этапе препарат испытывался на мышах. Животным ввели 30 микрограммов вакцины, что вызвало выраженный иммунный ответ, в частности выработку медиаторов Т-хелперами. Препарат остановил репликацию вируса у девяти подопытных особей на пять месяцев. Тогда как у восьми из девяти мышей из контрольной группы контакт с патогеном привел к заражению.

Затем вакцина тестировалась на пяти макаках-резус (Macaca mulatta): им вводили 50 микрограммов препарата. Спустя пять недель после инфицирования животным повторно вводили возбудитель. Результаты показали, что в крови у четырех особей при этом не наблюдалось определяемых концентраций патогена; у одной — зафиксировано незначительное и кратковременное присутствие вируса.

Клинические исследования новой вакцины планируется начать в течение ближайших 18 месяцев.