РНК-вакцина защитила мышей и макак от вируса Зика — Naked Science
03.02.2017

РНК-вакцина защитила мышей и макак от вируса Зика

Международная группа ученых разработала и испытала РНК-вакцину против вируса Зика. Результаты исследования представлены в журнале Nature.

image_3749e-zika-virus

Вирус Зика является возбудителем одноименной лихорадки, которая была впервые выявлена в 1947 году. В 2015 году в Бразилии началась пандемия заболевания. Наибольшую опасность патоген представляет для беременных женщин: у их детей возрастает риск аномалий развития центральной нервной системы, в частности микроцефалии. При этом универсального лечения лихорадки не существует.

В новой работе ученые из Пенсильванского университета и других учреждений разработали вакцину против вируса Зика на основе матричной РНК (мРНК). Препарат представляет собой мРНК, которая кодирует оболочечный (anC) и премембранный (prM) гликопротеины одного из штаммов вируса. Молекулы вакцины заключены в липидные наночастицы, способствующие их трансляции.

На первом этапе препарат испытывался на мышах. Животным ввели 30 микрограммов вакцины, что вызвало выраженный иммунный ответ, в частности выработку медиаторов Т-хелперами. Препарат остановил репликацию вируса у девяти подопытных особей на пять месяцев. Тогда как у восьми из девяти мышей из контрольной группы контакт с патогеном привел к заражению.

Затем вакцина тестировалась на пяти макаках-резус (Macaca mulatta): им вводили 50 микрограммов препарата. Спустя пять недель после инфицирования животным повторно вводили возбудитель. Результаты показали, что в крови у четырех особей при этом не наблюдалось определяемых концентраций патогена; у одной — зафиксировано незначительное и кратковременное присутствие вируса.

Клинические исследования новой вакцины планируется начать в течение ближайших 18 месяцев.

Японское агентство аэрокосмических исследований провело тесты носителя S-520, оснащенного новым метановым двигателем. Примененные на нем технические решения позволят в разы сократить размеры двигателей для ракет.

Наличие крайне разреженной атмосферы у этого огромного естественного спутника Юпитера ученые подозревали давно. До недавнего времени предполагалось, что она состоит из кислорода, который выбивается заряженными частицами из ледяной поверхности Ганимеда. Новые данные показывают, что существует еще один механизм пополнения его газовой оболочки материей — в процессе сублимации воды в результате нагрева солнечным светом.

Ученые выяснили, как показатели «цитоскелетного белка» CRMP2 можно использовать для диагностики шизофрении по анализу крови.