30.06.2016
Редакция Naked Science

Способность регенерировать потерянную конечность саламандры получили еще вместе с рыбами

Ученые указали на сходство систем, регулирующих регенерацию, у рыб, земноводных и, возможно, людей.

cc_limbs_16x9

Некоторые виды рыб и амфибий – мастера регенерации, на фоне которых способность ящериц отращивать потерянный хвост – сущий пустяк. Они могут восстанавливать отхваченные хищником плавники и конечности с их сложной структурой. Ученые активно исследуют эти процессы на каждом этапе, от появления на месте раны стволовых клеток и до формирования костной ткани, сосудов, нейронов.

Бенджамин Кинг (Benjamin King) и Виравут Инь (Viravuth Yin) из американского Университета Мэна рассмотрели генетические триггеры, участвующие в запуске механизмов регенерации. В статье, опубликованной журналом PLоS Оne, они рассказывают об экспериментах, поставленных на двух видах рыб – аквариумных данио-рерио и представителях очень древнего семейства многоперовых, обитающих в Африке. Кроме того, изучалась мексиканская саламандра, также известная способностью к отращиванию целых конечностей.

После проведенных ампутаций и начала регенерации ученые забирали пробы и проводили скрининг микро-РНК (мкРНК) – небольших молекул, которые сами не несут генетической информации, однако участвуют в регуляции работы генов и синтеза белков. Десять мкРНК оказались одинаковыми в популяциях мкРНК всех трех организмов и выполняли одинаковые функции, несмотря на анатомическое и эволюционное различие между рыбами и земноводными.

Консервативность этих управляющих механизмов указывает на чрезвычайную древность регенерации. Судя по всему, способностями к ней обладал еще общий предок, живший около 420 млн лет назад до разделения рыб и амфибий. Кроме того, по меньшей мере некоторые из выделенных мкРНК имеются и у людей. Еще предстоит выяснить, какую функцию они могут выполнять в нашем организме и нельзя ли научиться ими манипулировать, отращивая жертвам болезней и катастроф потерянные руки и ноги.

При помощи телескопа «Хаббл» ученый из Швеции узнал, что на спутнике Юпитера Европе постоянно присутствует пар. Правда, лишь на одной стороне.

Сотрудники Высшей школы бизнеса ВШЭ предложили новый метод предсказывать банкротство компаний на основе машинного обучения. Он позволяет использовать по максимуму информацию о финансовом состоянии фирм и показывает более высокие результаты по сравнению с классическими статистическими подходами.

В составе твердых экзопланет доля железа может быть заметно выше, чем следует из состава их звезд. Это способно влиять на обитаемость экзопланет.