Способность регенерировать потерянную конечность саламандры получили еще вместе с рыбами — Naked Science
30.06.2016

Ученые указали на сходство систем, регулирующих регенерацию, у рыб, земноводных и, возможно, людей.

cc_limbs_16x9

Некоторые виды рыб и амфибий – мастера регенерации, на фоне которых способность ящериц отращивать потерянный хвост – сущий пустяк. Они могут восстанавливать отхваченные хищником плавники и конечности с их сложной структурой. Ученые активно исследуют эти процессы на каждом этапе, от появления на месте раны стволовых клеток и до формирования костной ткани, сосудов, нейронов.

Бенджамин Кинг (Benjamin King) и Виравут Инь (Viravuth Yin) из американского Университета Мэна рассмотрели генетические триггеры, участвующие в запуске механизмов регенерации. В статье, опубликованной журналом PLоS Оne, они рассказывают об экспериментах, поставленных на двух видах рыб – аквариумных данио-рерио и представителях очень древнего семейства многоперовых, обитающих в Африке. Кроме того, изучалась мексиканская саламандра, также известная способностью к отращиванию целых конечностей.

После проведенных ампутаций и начала регенерации ученые забирали пробы и проводили скрининг микро-РНК (мкРНК) – небольших молекул, которые сами не несут генетической информации, однако участвуют в регуляции работы генов и синтеза белков. Десять мкРНК оказались одинаковыми в популяциях мкРНК всех трех организмов и выполняли одинаковые функции, несмотря на анатомическое и эволюционное различие между рыбами и земноводными.

Консервативность этих управляющих механизмов указывает на чрезвычайную древность регенерации. Судя по всему, способностями к ней обладал еще общий предок, живший около 420 млн лет назад до разделения рыб и амфибий. Кроме того, по меньшей мере некоторые из выделенных мкРНК имеются и у людей. Еще предстоит выяснить, какую функцию они могут выполнять в нашем организме и нельзя ли научиться ими манипулировать, отращивая жертвам болезней и катастроф потерянные руки и ноги.

Согласно научному методу, даже кажущиеся вполне очевидными концепции требуют многократной проверки. На этот раз ученые на практике подтвердили тривиальную мысль — слепая вера в науку только усугубляет восприимчивость индивидуума псевдонаучным «фактам». Но есть и хорошая новость: если подопытных перед экспериментом просто просили критически воспринимать информацию, степень доверия к фейк-ньюс, пусть и оформленных научным языком, резко падала.

Сегодня, в 16:26 (мск), должна состояться стыковка модуля «Наука» с Международной космической станцией. Прямую трансляцию причаливания и стыковки начнут в 15:40. Посмотреть ее можно на нашем сайте.

При помощи искусственного интеллекта ученые смогли выявить факторы, предсказывающие суицидальное поведение у подростков и студентов. Одним из них оказались проблемы с самооценкой.