Составлена детальная карта быстрых облаков Млечного Пути — Naked Science
05.12.2017
Редакция Naked Science

Составлена детальная карта быстрых облаков Млечного Пути

Летящие быстрее звука межзвездные газовые облака крайне трудно различить на небе, и лишь теперь их нанесли на карту.

eso1332b

Наша Галактика полна межзвездных облаков нейтрального водорода. Некоторые из них движутся на очень впечатляющих скоростях в десятки и сотни километров в секунду, перенося колоссальные массы материи, иногда в миллионы солнц. Их пути пролегают в области галактического гало, окружающего плоскость Млечного Пути. Самое известное из этих облаков – Магелланов поток, идущий от соседней галактики.

Существуют лишь гипотезы о том, как они появляются: это вещество может поступать в Млечный Путь извне или, наоборот, покидать Галактику. А может, это остатки, сохранившиеся еще со времен образования галактик?.. Сложность в том, что этот разреженный атомарный газ крайне трудно заметить. Для этого требуются большие количества водорода, так что обычно наблюдения облаков водорода ведут на крупных масштабах, изучая структуры далеких галактик.

Лишь теперь австралийскому астроному Тобиасу Вестмейеру (Tobias Westmeier) удалось составить полную карту расположения и движения быстрых облаков нейтрального водорода в нашей Галактике и в соседних Магеллановых облаках. Ученый использовал данные обзора HI4PI, проведенного австралийской обсерваторией Паркс, а также радиотелескопом Effelsberg в Германии. Его статью публикует журнал Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

Карта быстрых облаков нейтрального водорода в Млечном Пути и соседних карликовых галактиках, Большом и Малом Магеллановых облаках. Цвет соответствует их скорости / ©ICRAR

На карте видно, что межзвездные облака нейтрального водорода могут демонстрировать самую разную скорость, форму и размеры. Различается и их состав: металличность (то есть содержание элементов тяжелее гелия) у одних близка к Млечному Пути, у других – нет. По оценкам ученых, эти облака покрывают не менее 13 процентов небосвода, и объяснить их происхождение тем более важно.