Астрономы обнаружили сверхскопление галактик, притягивающее Млечный Путь — Naked Science
21.11.2016

Астрономы обнаружили сверхскопление галактик, притягивающее Млечный Путь

Ученым удалось доказать существование сверхскопления галактик, которое притягивает всю нашу Местную группу галактик. До сих пор его не удавалось увидеть, поскольку оно скрывается плоскостью Млечного Пути.

Мы живем в галактике Млечный Путь, с которой тесно связаны две другие гигантские галактики – Андромеда и Треугольник, – и многочисленные группы их более мелких спутниц. Все это объединение называется Местной группой, оно насчитывает больше полусотни галактик и наряду с такими же скоплениями входит в состав еще более колоссального гравитационно-связанного образования – сверхскопления Девы.

Еще в «нулевые» было показано, что галактики Местной группы обладают общим движением, которое, возможно, создается неким неизвестным, но чрезвычайно массивным объектом. При этом некоторые наблюдения демонстрировали, что в направлении созвездия Парусов, через которое проходит плоскость Млечного Пути, действительно может находиться повышенное число далеких галактик. Это подтвердила и новая работа, проведенная международной группой астрономов во главе с Рене Краан-Кортевегом (Renée Kraan-Korteweg) из Кейптаунского университета.

Используя 10-метровый Большой южноафриканский телескоп (Southern African Large Telescope, SALT) и 3,9-метровый Англо-австралийский телескоп (Anglo-Australian Telescope, ААТ), ученые измерили красное смещение 4500 далеких галактик в созвездии Парусов, установив параметры их движения. Полная яркими звездами плоскость Млечного Пути заслоняет львиную долю галактик в этом направлении, оставляя «зону избегания» (Zone of Avoidance, ZОA). Поэтому астрономы вели наблюдения за теми, что расположены чуть в стороне от нее.

Это позволило показать, что в ZOA действительно обнаруживается повышенная плотность галактик, расположенных на расстоянии около 800 млн световых лет и движущихся связанно. Все это указывает на наличие массивного сверхскопления, о чем ученые сообщают в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society. По оценке авторов, оно покрывает участок небесного свода площадью 25°х20°, что с учетом расстояния соответствует сверхскоплению размерами 115х90 мегапарсек. Их притяжение и может вносить свою лепту в создание движения Местной группы и Млечного Пути, притягивая их и добавляя около 50 км/с скорости.