«Солнечные цунами» создали третий радиационный пояс Земли — Naked Science

«Солнечные цунами» создали третий радиационный пояс Земли

Загадочный третий пояс заряженных частиц родился и погиб благодаря солнечной активности.

belt1

Магнитосфера нашей планеты защищает поверхность от опасных потоков заряженных частиц, которые прилетают на Землю из космоса и прежде всего от Солнца. Геомагнитное поле отклоняет их в сторону. Но, как и у других магнитных полей, в нем есть области, куда могут проникнуть лишь частицы, обладающие достаточной энергией, но и чтобы покинуть ее, требуется энергия. Эти зоны опоясывают планету, как огромные радиационные пояса: внутренний с высотой около 4 тыс. км, где скапливаются в основном протоны, и внешний, «электронный», в 17 тыс. км от поверхности Земли.

Однако еще в 2013 г. спутники американской космической миссии Van Allen (названные в честь первооткрывателя радиационных поясов Земли) обнаружили и третий пояс, нестабильный, возникший лишь на несколько недель и разрушившийся под ударами очередного выброса на Солнце. Это явление стало большим сюрпризом, и ему предлагались самые разные и зачастую чрезвычайно сложные объяснения.

Лишь теперь ученые во главе с Ианом Манном (Ian Mann) из Альбертского университета в Канаде сумели объяснить возникновение третьего радиационного пояса простым и ясным механизмом. В статье, опубликованной журналом Nature Physics, ученые объясняют, что новый пояс Ван Аллена мог появиться под действием больших, чрезвычайно длинных волн в разреженной плазме солнечного ветра. Добираясь до Земли, такая волна слегка сжимает ее магнитное поле, что вызывает массовую потерю электронов наружными областями внешнего радиационного пояса. Часть из них оказывается в промежутке между внешним и внутренним поясами, создавая временный третий пояс.

«Марсианский» вертолет Ingenuity выполнил второй полет. Аппарат среди прочего смог подняться на большую высоту, чем во время первого запуска.