Радиационный щит Земли оказался разбит на «зебровые полосы» — Naked Science

Радиационный щит Земли оказался разбит на «зебровые полосы»

Радиационный пояс, защищающий поверхность Земли от «бомбардировки» космическими частицами, оказался разбит на полосы из относительно плотных и разреженных слоев электронов и других частиц.

675167main_L14-BMviz3

Ученые под руководством Алексея Ухорского из университета Джона Гопкинса в Балтиморе (США) при помощи новых данных, полученных с зондов RBSP, выяснили, что радиационные пояса, так называемые пояса Ван Аллена, похожи по своей структуре на набор из параллельных полос, состоящих из скоплений электронов.

Радиационный пояс – область магнитосфер планет, в которой накапливаются и удерживаются проникшие в магнитосферу высокоэнергичные заряженные частицы (в основном протоны и электроны). Радиационный пояс Земли  (внутренний) был открыт американским учёным Джеймсом Ван Алленом в 1958 году.

NASA в августе 2012 года отправило на орбиту Земли пару зондов RBSP. В результате выяснилось, что «радиационный щит» Земли состоит не из двух поясов, а из трех. В январе прошлого года было установлено, что особые плазменные волны, так называемый «хор», разгоняют электроны в этих поясах.

Авторы исследования отмечают, что структура внутреннего и внешнего поясов Ван Аллена часто нарушается во время геомагнитных бурь, они расщепляются на множество отдельных элементов. По данным наблюдений, часть таких структур на высоте в 13 тысяч километров от поверхности Земли существует и в периоды спокойствия.

«Зебровые полосы» в радиационных поясах Земли

©A. Ukhorskiy/JHUAPL

Ухорский и его коллеги построили на основе полученных с зондов RBSP данных модель поведения поясов Ван Аллена, пытаясь объяснить появление этих «зебровых» полос. Ученые считают, что причина возникновения полосы электронов в поясах Ван Аллена кроется в том, что Земля имеет свое собственное электрическое поле – оно возникает из-за того, что магнитная ось нашей планеты и ось ее вращения не совпадают.

По мнению авторов исследования, такие «зебровые» полосы есть и в радиационных поясах других планет Солнечной системы, которые обладают собственным магнитным полем. Это, как отмечают ученые, необходимо учитывать при конструкции спутников и межпланетных зондов.