Склонность к ожирению оказалась «заразной» — Naked Science

Склонность к ожирению оказалась «заразной»

Ученые обнаружили, что склонностью к лишнему весу и ожирению можно «заразиться», попав в сообщество с высоким показателем распространенности ожирения. Выводы сделали на основе исследования с участием более 1000 семей.

bathroom-scale

Американские исследователи пришли к выводу, что склонность к лишнему весу и ожирению может быть вызвана не только генетикой, но и социальными факторами. Чем шире ожирение распространено в сообществе, окружающем семью, тем выше вероятность появления лишнего веса у детей и родителей.

В работе использовали данные исследования M-TEENS (Military Teenagers’ Environments, Exercise, and Nutrition Study). Это долгосрочное исследование, в котором принимают участие семьи американских военных. Ученые отслеживают, как условия школ на территории военных баз отражаются на здоровье детей, их рационе и физической активности. Военные базы образуют сравнительно закрытые сообщества, объединяющие семьи, прибывшие из разных регионов страны, — такой подход позволил уменьшить значимость географического фактора.

Материалом для нового исследования стали данные о 12 военных базах по всей территории США. Ученые отобрали информацию о семьях с детьми в возрасте 12–13 лет. Всего в работе задействовали данные о 1314 взрослых (56% — мужчины) и 1111 детях (52% — мальчики). 458 детей прошли антропометрические тесты, включая измерение роста и взвешивание, информацию об остальных сообщили родители. Исследователи сопоставили данные о здоровье военных и их детей с показателями распространенности ожирения у взрослых на территории округа, где расположена база. Эти показатели значительно различались в разных округах: от 21% страдающих ожирением в округе Эль-Пасо в штате Колорадо до 38% в округе Вернон в Луизиане.

Ученые пришли к выводу, что связь между высоким уровнем распространенности ожирения в округе и повышенным индексом массы тела военных действительно существует. Эта связь сохранялась вне зависимости от возраста, уровня достатка и воинского звания родителей. В семьях, где родители имели лишний вес, дети также были более склонны к избытку массы тела. Чем дольше семья жила в «склонном к ожирению» округе, тем сильнее росла зависимость.

Исследователи считают, что причиной могут быть пищевые привычки, распространенные на конкретной территории. Ранее похожие механизмы фиксировали внутри семьи или дружеской компании: люди перенимают привычки у близких. Авторы новой работы считают, что похожая схема может возникать и в более крупных замкнутых сообществах.

Исследование опубликовано в журнале JAMA Pediatrics.

Ранее ученые из Университета Висконсина установили, что сменный график работы повышает вероятность ожирения.