Секс и насилие оказались связаны в мужском мозге, но не в женском — Naked Science

Секс и насилие оказались связаны в мужском мозге, но не в женском

Нейробиологи обнаружили разницу между мозгом самки и самца лабораторной мыши. Оказалось, что нейроны, участвующие в формировании полового и агрессивного поведения, у самцов сплетены в один клубок, а у самок выделены в две группы. Это позволило учёным "выключить" у самок агрессивные реакции, сохранив сексуальное поведение. С самцами такое проделать невозможно.

rgi9twc

Агрессия — важный вид поведения у животных: она помогает защищать себя, занимать и удерживать высокие позиции в группе, добывать пищу и успешно бороться за половых партнёров. У многих животных, от крокодилов до обезьян, самцы чаще, чем самки, ведут себя агрессивно, поэтому исследования агрессии традиционно рассматривают мужские механизмы такого поведения. Однако самки тоже могут нападать и запугивать — например, защищая потомство. Группа американских, китайских и корейских нейробиологов под руководством Дау Лин (Dayu Lin) выяснила, как формируется агрессивное поведение у самок мышей, и нашла ряд существенных отличий с формированием аналогичных реакций у самцов. В частности, обнаружилось,что агрессия и сексуальное поведение у самцов неотделимы друг от друга, а у самок «включаются» и «выключаются» независимо.

У самцов мышей нейроны, отвечающие за аргессию и половое поведение, связаны в тугой клубок в вентромедиальном гипоталамусе (VMHvl). Исследование 2011 года (Lyn et al.) показало, что активировать и деактивировать клетки VMHvl можо только одновременно. «Выключив» гены, кодирующие рецепторы эстрогена, ученые подавили агрессию, а вместе с ней и половое поведение; самцы мышей не кусались, не царапались и не проявляли интереса к самкам.

В формировании агрессивного поведения у самок тоже участвуют нейроны вентромедиального гипоталамуса, несущие рецепторы гормонов эстрогена и прогестерона (VMHvlEsr1+PR+), однако в мозге женской особи популяции VMHvlEsr1+PR+ и клеток, участвующих в формировании полового поведения, разнесены. Благодаря этому авторам опубликованной в Nature Neuroscience статьи удалось стимулировать VMHvlEsr1+PR+-клетки и вызвать агрессию, не стимулировав сексуальное поведение у самок, и наоборот, подавить активность нейронов и получить очень смирных, но по-прежнему сексуально активных мышей.

Выяснились и некоторые другие нюансы агрессивного поведения у самок мышей. Чтобы спровоцировать агрессивное поведение, в клетки с подопытными мышами запускали незнакомых особей (всегда самок). В зависимости от породы подопытные мыши демонстрировали два вида агрессивной реакции: нападение и попытку покрыть новую самку. Оптогенетическая активация нейронов VMHvl всегда усиливала характерную в обычных условиях реакцию для каждой породы, из чего ученые сделали вывод о том, что этот отдел гипоталамуса у самок отвечает за агрессию вне зависимости от того, как она проявляется.

Некоторые виды поведения различаются у мужских и женских особей количественно, другие качественно, отмечают авторы работы. Одни и те же группы нейронов могут отвечать за те поведенческие реакции, которые различаются только количественно (агрессия). Сексуальное же поведение подразумевает качественно разные действия у самцов (активное движение, эрекция, эякуляция) и самок (пассивность, забота о потомстве), поэтому области мозга, отвечающие за них, могут иметь морфологические отличия. Авторы работы отмечают, что строение гипоталамуса у людей и у мышей сходно, но распространять выводы о связи агрессии и сексуального поведения у самцов и самок мышей на наш вид нельзя: сексуальное и агрессивное поведение у мышей регулируется сложно, а у людей — еще сложнее.