13.06.2018
Редакция Naked Science
5 529

Возможно ли воскресить динозавров, как в «Мире юрского периода», с точки зрения науки

После премьеры «Парка юрского периода» в 1993 году люди задаются вопросом о том, можно ли вернуть к жизни древних ящеров. Профессор генетики Кентского университета Даррен Гриффин и его научный сотрудник Ребекка О’Коннор представили научный взгляд на эту идею.

jurassic-park-3-sam-neill-raptors1

Этим летом на экраны выходит пятый фильм франшизы «Парк юрского периода», который вновь повышает интерес публики к динозаврам и приковывает к ним внимание подрастающего поколения. В самых крупных, свирепых и «самых мертвых» существах, когда-либо населявших планету, есть нечто, внушающее благоговение и страх. Фильмы, однако, сумели добиться еще одного преимущества — вызвали интерес к ДНК динозавров.

Отрывок с Мистером ДНК в оригинальном фильме — отличный пример популяризации научной концепции, но идея извлечения ДНК из тел комаров, поглотивших «дино-кровь», — не более чем фантастика.

Отрывок из оригинального фильма «Парк юрского периода» с Мистером ДНК / «Jurassic Park», Universal Pictures

Недавно ученым совершенно случайно удалось определить общую структуру генома динозавров. Структура генома — расположение генов на хромосомах каждого вида. И хотя у отдельных животных одного вида будут разные последовательности ДНК, общая структура распространяется на вид в целом.

Все началось с определения наиболее вероятной геномной структуры общего предка черепах и птиц до того, как начали происходить изменения. В эту родословную входят динозавры и птерозавры, появившиеся примерно 240 миллионов лет назад, тероподы (среди которых — тираннозавр и велоцираптор) и, конечно, птицы.

Несмотря на то что никто не заявляет об извлечении ДНК динозавров, нас больше всего волнует вопрос: «Стали ли мы на шаг ближе к реальному “Парку юрского периода”?» Ответ: решительное «нет» — и тому есть причины.

Археоптерикс, предок современных птиц / Warpaintcobra/iStock

Во-первых, идея нетронутой ДНК динозавра внутри кровососущего насекомого, сохранившегося в янтаре, элементарно не сходится. Более того, доисторических комаров с кровью ящеров находили, но все ДНК в ней уже давно разрушились. ДНК неандертальца и шерстистого мамонта ученые смогли успешно изолировать, однако материал динозавров попросту слишком старый. Возраст самой древней из найденных ДНК — около миллиона лет, но генетический материал доисторических ящеров должен относиться к периоду минимум 66 миллионов лет назад, так что это нереально.

Во-вторых, даже если бы удалось добыть ДНК динозавров, она была бы разбита на миллионы микроскопических частичек, а у ученых было бы очень мало информации о том, как именно собрать их воедино. Это было бы сродни сбору самого сложного пазла — без малейшего понятия о том, как именно выглядит картинка и все ли детали на месте. В «Парке юрского периода» ученые нашли отсутствующие детали и заменили их на ДНК лягушки, но из этого вышел бы не динозавр, а гибрид или «лягушкозавр». Кусочки лягушачьей ДНК имели бы целый ряд негативных воздействий на развитие эмбриона. Более того, логичнее использовать ДНК птиц — как самых близких «родственников» (но это все равно не сработало бы).

В-третьих, воссоздание целого животного из нити ДНК — не более чем фантастика. Дезоксирибонуклеиновая кислота — отправная точка, но развитие животного внутри яйца представляет собой сложный «танец» генов, включающихся и выключающихся в определенные моменты совместно с влиянием окружающей среды.

Если вкратце, то прежде всего необходимы идеальное яйцо динозавра и вся сложная химия внутри него. В книге, по которой снят оригинальный фильм, ученые производили искусственные яйца, а в кино — страусиные. Ни один из вариантов не сработал бы в реальности. Нельзя поместить ДНК курицы в страусиное яйцо и получить курицу (уже были попытки). То же касается и велоцираптора. И это мы еще не затронули законодательство, разрешения и прочую бумажную волокиту, протестные группы и влияние на экосистему.

Итак, воскресить динозавра невозможно, но…

Дело в том, что динозавры никогда не вымирали в полном смысле этого слова. Как раз наоборот: они и сейчас обитают повсюду. Птицы не развились из динозавров и не являются их близкими родственниками: они и есть динозавры.

Динозавры (включая птиц) пережили по крайней мере четыре глобальных вымирания, каждый раз обретая все более невероятные и диковинные формы. Теоретически их способность к этому обусловлена структурой генома. Согласно предыдущему открытию, у птиц и большинства нелетающих динозавров было много хромосом («упаковок» с ДНК). Это позволяет животным создавать вариации, что, в свою очередь, является двигателем естественного отбора.

Тем не менее пусть это и далекий взгляд в будущее, позже может появиться возможность использовать технологию «Парка юрского периода» для устранения части вреда, нанесенного человеком. Люди были свидетелями исчезновения таких известных летающих динозавров, как дронт и странствующий голубь. Выделение ДНК, которой всего пара сотен лет, из останков этих птиц — более реалистичная идея. К тому же может оказаться, что яиц современных видов, близких по родству, достаточно. И в правильных условиях есть возможность воскресить из них некоторых животных.