Работу мозга связали с плотностью онлайн-контактов — Naked Science

Работу мозга связали с плотностью онлайн-контактов

Американские ученые обнаружили, что повышенная активность сети «ментализации» мозга связана с меньшей плотностью онлайн-контактов.

Изучение реакций на социальную изоляцию важно для понимания психологической и физиологической основы социальных отношений. Прошлые работы позволили выделить две специфические сети мозга, участвующие в обработке информации, связанной с отчуждением: передняя поясная кора и передняя островковая доля (активация в ответ на изоляцию); и дорсальная и вентромедиальная префронтальная кора, предклинье и височно-теменная извилина (субстрат ментализации). Несмотря на то, что сети рассматриваются совместно, их функциональные взаимодействия в экспериментальных условиях изоляции до сих пор не изучались. Кроме того, неясно, как на работу этих сетей влияет среда.

Чтобы восполнить пробел, сотрудники Университета штата Мичиган и других учреждений провели эксперимент с участием 80 подростков мужского пола в возрасте 16–17 лет. Для оценки средовых влияний авторы изучили структуру онлайн-контактов испытуемых в Facebook. Затем добровольцы играли в компьютерную игру Cyberball. Они должны были обмениваться мячом с двумя виртуальными персонажами, которыми, по легенде, управляли другие люди. На первом этапе персонажи бросали мяч игроку с высокой частотой, однако затем число таких бросков снижалось. Анализ мозговой активности участников проводился методом функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ).

Игровые сценарии и активность сетей «ментализации» (синий цвет) и «социальной боли» (зеленый цвет) в зависимости от плотности онлайн-контактов / ©Ralf Schmälzle et al., PNAS, 2017

Согласно гипотезам, моделирование изоляции должно было привести к активации специфических сетей мозга и усилению их взаимодействий, а чувствительность к отчуждению — ассоциироваться с определенной структурой онлайн-контактов. В ходе обработки томограмм исследователи оценили активность 264 участков мозга. Результаты подтвердили, что включение (бросок мяча) и исключение игрока из игрового процесса стимулировали активацию обеих сетей мозга, однако изоляция в большей степени усиливала межнейронные взаимодействия внутри «сети ментализации» и в меньшей — в «сети социальной боли» и между сетями. После этого ученые сравнили показания фМРТ с плотностью онлайн-контактов.

Плотность онлайн-контактов оценивалась по наличию подписок между подписчиками испытуемых. Предыдущие исследования позволили установить, что число таких связей сравнительно надежно предсказывает социализацию подростков и помогает определить их эмоциональное состояние и вектор личностного развития. Сопоставление с итогами томографии показало, что между плотностью онлайн-контактов и левой и правой височно-теменными извилинами есть отрицательная корреляция. Более выраженные взаимодействия между этими участками мозга в условиях изоляции оказались связаны с небольшим числом подписок между друзьями. Других коррелятов выявлено не было.

Подробности работы опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Ранее ученые пришли к выводу, что активность в социальных сетях может повышать риск социального отчуждения. Таким образом, подобные онлайн-сервисы не только компенсируют, но усугубляют чувство изоляции.

Компания Blue Origin провела успешный запуск космического аппарата типа New Shepard. В будущем такие корабли будут доставлять космических туристов на высоту примерно 100 километров.