25.10.2017
Редакция Naked Science

Пятна на звездах-сверхгигантах формируют «смерчи» в их звездном ветре

Астрономы впервые заметили вихри в звездном ветре голубого сверхгиганта и связали их появление со вспышками особенно высокой активности на звезде.

star

Ярчайшая в своем созвездии Дзета Кормы – чрезвычайно горячий голубой сверхгигант массой в 40 раз больше Солнца и сияющий в сотни тысяч раз ярче него. Дзету Кормы отличает весьма мощный звездный ветер: исходящий с нее поток заряженных частиц в 10 млн раз интенсивнее солнечного ветра. Это довольно редкий пример одиночной массивной звезды, которая не входит в двойную систему и несется на весьма впечатляющей скорости – около 60 км/с. Новое исследование необычной звезды опубликовано в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

Тахин Рамиараманантсоа (Tahina Ramiaramanantsoa) из Монреальского университета и большая группа его коллег из Европы, США и Канады использовали сеть наноспутников BRIght Target Explorer (BRITE), следя за изменениями в яркости Дзеты Кормы на протяжении полугода. Параллельно с помощью нескольких наземных инструментов, которые регистрировали спектральные линии вылетающих из нее ионов гелия, наблюдался ее звездный ветер.

Работа показала регулярные изменения и поверхности, и звездного ветра с периодом около 1,78 наших суток, очевидно, связанные с вращением Дзеты Кормы вокруг собственной оси. Яркие пятна высокой активности в атмосфере звезды коррелировали с образованием масштабных спиральных вихрей в звездном ветре. Более мелкие колебания активности на звезде приводили к появлению в нем сравнительно плотных сгустков плазмы.

Ученые отмечают большое значение, которое имели для их работы наблюдения, проделанные простыми любителями астрономии со всего мира. «Приятно знать, что даже в эру гигантских профессиональных телескопов энтузиасты астрономии, используя серийные любительские инструменты на своем дворе, могут сыграть большую роль на самом переднем крае науки», – говорит один из авторов, Пол Лукас (Paul Luckas) из радиоастрономического центра ICRAR.