Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
NASA собирается испытать 40-километровый электрический парус
Огромный электрический парус позволит космическим аппаратам ускоряться до огромных скоростей. Расчеты показывают, что вооруженный им зонд сможет развить огромную скорость и достигнуть границы Солнечной системы за какие-то 10 лет.
Концепции солнечного паруса уже не один десяток лет, однако технические трудности так и не позволили наладить их широкое использование на космических аппаратах. Лишь недавно технология продемонстрировала ряд успехов – удачно прошли испытания японского зонда Ikaros и американского LightSail, использующих парус, «раздуваемый» давлением солнечного ветра. Однако 40-километровый электрический парус E-Sail, о котором идет речь, не совсем похож на них.
В самом деле, солнечные паруса хороши лишь в определенной близости от самого Солнца. Уже на расстоянии порядка 5 а.е. (впятеро больше средней дистанции между Солнцем и Землей) давление частиц, выбрасываемых звездой, оказывается слишком слабым. Поэтому тягу для E-Sail будет создавать немного другой механизм, предложенный финским физиком Пеккой Януненом (Pekka Janhunen).
Такой парус представляет собой массив из 10–20 тончайших и прочных алюминиевых нитей диаметром не более 1 мм и длиной до 20 км. Раскрутившись в полете, зонд раскроет их и подаст на каждый трос положительный заряд. Как ни удивительно, но тягу будут создавать именно эти тросы, электростатически отталкивая поток фотонов и протонов, которые выбрасываются Солнцем. Так что даже в дальних пределах Солнечной системы, где фотоны недостаточно энергичны и многочисленны, более тяжелые протоны поддержат ускорение аппарата. Размещенная на нем электронная пушка позволит избавляться от лишних электронов и приобретать дополнительный импульс.
«Увеличенная площадь и постоянный ток частиц позволит E-Sail поддерживать ускорение вплоть до расстояния 16–20 а.е. – по крайней мере, втрое дальше, чем позволено обычному солнечному парусу, – и развивать большую скорость», – говорит инженер NASA Брюс Вигман (Bruce Wiegmann). Кроме работ по разработке электропаруса E-Sail Вигман возглавляет и проект HERTS, в рамках которого в полет может отправиться зонд, вооруженный таким двигателем.
Расчеты показывают, что HERTS сможет развить весьма высокую скорость и за какие-то 10 лет достичь гелиопаузы – области, которую можно считать условной границей Солнечной системы. Здесь давление солнечного ветра ослабевает, уступая натиску частиц, прилетающих из далекого космоса. Как легко понять, для путешествий в более далекие края электрический парус совершенно не приспособлен.
Сегодня проблема рационального использования ресурсов в логистике становится ключевой, а значит, в транспортных системах приходится переосмысливать саму логику перевозок. Исследование белорусских инженеров из компании UST Inc. показывает, что недостаточно простого перехода на электротягу или возобновляемые источники энергии — важно уменьшить энергозатраты транспорта на единицу выполненной работы, то есть повысить удельную энергоэффективность. Подобный подход реализуется в транспортно-инфраструктурных комплексах uST.
Международная группа биологов изучила механизм, который позволяет корням риса расти сквозь плотный грунт. Оказалось, растение перестраивает структуру своих клеток: внутренние слои корня становятся мягче и расширяются, а внешняя оболочка остается жесткой. Такая конструкция придает корню устойчивость и силу, необходимую для роста в сложной почве.
В Передовой инженерной школе КНИТУ-КАИ (ПИШ КАИ) действуют временные научные коллективы (ВНК), работающие над реальными инженерными задачами. Одним из наиболее ярких результатов стала работа ВНК-4, созданного для развития технологий в области легких авиационных систем. Проект реализуется под руководством Никиты Сёмина, который также возглавляет специальное образовательное пространство (СОП) ПИШ КАИ «Авиамоделирование».
Позавчера, 27 ноября 2025 года, при запуске космонавтов к МКС на стартовую площадку № 31 упала кабина обслуживания стартового комплекса. Это означает, что новые пуски оттуда до починки невозможны. К сожалению, в 2010-х годах, в рамках «оптимизации» расходов, резервную площадку (с которой летал Юрий Гагарин) упразднили. Поэтому случилось беспрецедентное: в XXI веке страна с пилотируемой космической программой осталась без средств запуска людей на орбиту. Пока ремонт не закончится, проблема сохранится. Чем это может грозить?
Японские биологи повторили античную технологию производства вина из изюма, чтобы выяснить механизм его брожения. Исследователи показали, что сушеный виноград, в отличие от свежего, накапливает на поверхности дикие дрожжи и способен превращать воду в алкоголь без внесения дополнительных заквасок.
Долгое время ученые полагали, что сотни гигантских статуй на острове Пасхи создали представители местной общины под руководством одного вождя. Однако авторы нового исследования поставили эту гипотезу под сомнение. Детальная трехмерная карта главного каменного карьера острова указала на более сложную картину. Вероятно, монументы были плодом творчества и соперничества небольших независимых групп.
Позавчера, 27 ноября 2025 года, при запуске космонавтов к МКС на стартовую площадку № 31 упала кабина обслуживания стартового комплекса. Это означает, что новые пуски оттуда до починки невозможны. К сожалению, в 2010-х годах, в рамках «оптимизации» расходов, резервную площадку (с которой летал Юрий Гагарин) упразднили. Поэтому случилось беспрецедентное: в XXI веке страна с пилотируемой космической программой осталась без средств запуска людей на орбиту. Пока ремонт не закончится, проблема сохранится. Чем это может грозить?
Японские биологи повторили античную технологию производства вина из изюма, чтобы выяснить механизм его брожения. Исследователи показали, что сушеный виноград, в отличие от свежего, накапливает на поверхности дикие дрожжи и способен превращать воду в алкоголь без внесения дополнительных заквасок.
Человеческие языки разнообразны, но это разнообразие ограничивается повторяющимися закономерностями. Пытаясь описать правила, которым подчиняются различия в грамматике, лингвисты сформулировали ряд так называемых грамматических универсалий — утверждений, предположительно верных для всех или большинства языков мира. Международная команда ученых провела статистический анализ на материале 2430 языков и обнаружила, что соответствующими действительности можно считать около трети таких утверждений.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
Понятно
Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
Понятно
Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
Понятно
Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно

Последние комментарии