Псориаз предложили лечить муравьиным ядом — Naked Science

Псориаз предложили лечить муравьиным ядом

Ученые модифицировали основной компонент яда огненных муравьев, чтобы создать аналог молекул, восстанавливающих защитные функции кожи. В перспективе средство сможет помочь больным псориазом.

1280px-formicidae_solenopsis_invicta_8248285394

Исследователи из США и Германии разработали новую методику смягчения симптомов псориаза. Это заболевание, поражающее в основном кожу, есть у 2–4% населения Земли.

Сегодня лекарств, позволяющих навсегда избавиться от проявлений псориаза, не существует.

В основе методики лежит один из компонентов яда огненных муравьев рода Solenopsis, алкалоид соленопсин. Ученым удалось синтезировать несколько аналогов молекулы соленопсина, схожих по строению с церамидами. Эти липидные молекулы входят в состав клеточной мембраны, а также участвуют в процессах клеточной пролиферации (разрастания тканей) и апоптоза («программируемой» гибели клеток).

Церамиды восстанавливают защитную функцию кожи, поэтому входят во многие дерматологические препараты, например средства для лечения экземы. Однако в некоторых случаях церамиды могут распадаться, образуя сфингозин-1-фосфат (S1P) — сигнальную молекулу, «защищающую» клетки от апоптоза. S1P может способствовать воспалениям и формированию опухолей. Новые молекулы, которые синтезировали исследователи, по конструкции похожи на церамиды и ведут себя схожим образом, но распадаться до S1P не могут.

Аналоги церамидов протестировали на специально выведенных мышах генетической линии KC-Tie2. Их кожа склонна к образованию красных сухих бляшек, характерных для тканей, пораженных псориазом. Препарат в виде крема получали 18 мышей, через 28 дней их сравнили с контрольной группой из восьми мышей. Препарат уменьшил толщину кожи грызунов в среднем на 30%, а также на 50% сократил активность Т-клеток в очагах заболевания. Т-клетки активируются при разрушении кожных клеток-кератиноцитов, а затем включаются в процесс избыточного нарастания и утолщения кожи на псориатических бляшках.

Исследователи считают, что в перспективе аналоги соленопсина смогут полностью восстанавливать защитную функцию кожи. Предполагается, что препараты с этими молекулами дополнят другие существующие методы борьбы с псориазом. Однако следует учитывать, что для человека средство может оказаться не таким эффективным, как для мышей.

Ранее ученые из Канады пришли к выводу, что депрессия усиливает риск развития псориатического артрита.

Ученые обнаружили, что чередование периодов голодания с приемами пищи помогает предотвратить развитие рака груди, замедлить рост опухоли и избежать метастазирования в легкие. По их словам, такая простая стратегия также в перспективе может стать практическим способом достичь положительного эффекта при терапии рака молочной железы у людей.