Психологи научились показывать «объективные» галлюцинации — Naked Science

Психологи научились показывать «объективные» галлюцинации

Международная группа ученых разработала метод индуцирования функциональных галлюцинаций здоровым людям. Результаты исследования опубликованы в журнале eLife.

Галлюцинация — образ, который возникает в сознании без внешнего раздражителя. В широком смысле феномен включает в себя истинные (мнимый объект находится в объективном психическом пространстве) и псевдогаллюцинации (объект в иллюзорном пространстве). Они могут встречаться при заболеваниях, например шизофрении или переутомлении. При этом галлюцинации носят эпизодический характер и тесно связаны с личностью наблюдателя, что затрудняет их изучение.

В новой работе ученые создали анимацию, которая направлена на индуцирование функциональных галлюцинаций. Это явление предполагает, что мнимый объект воспринимается на фоне реального, его иллюстрацией может служить «зрительное эхо». В качестве источника галлюцинации выступает белое кольцо, которое мерцает на черном фоне с частотой 8,5–30,6 герца (от двух до 30 раз в секунду). Участие в эксперименте приняли 65 психически здоровых студентов.

Результаты показали, что все испытуемые во время наблюдения анимации «видели» появление и вращение по кольцу бледно-серых пятен — сперва они двигались по часовой, затем против часовой стрелки. По словам авторов, такие пятна выступают простым и однородным раздражителем, который без труда узнается большинством людей. Для оценки интенсивности галлюцинации они создали вторую анимацию, пятна на которой были более выражены.

Анализ активности нейронов в зрительной коре показал, что в обоих случаях пятна объективно фиксировались анализаторами. Ученые построили компьютерную модель зрительной коры для прояснения механизма. Ожидается, что модель также поможет в моделировании галлюцинаций, характерных для психических расстройств и других заболеваний — болезни Альцгеймера, некоторых форм деменции.

Международная группа ученых выделила шесть хронотипов, которые точнее определяют биологические ритмы людей.