Названа причина аварии «Протона-М» — Naked Science

Названа причина аварии «Протона-М»

Материалы работы комиссии по расследованию причин аварии ракеты-носителя «Протон-М» переданы в правительство. Руководитель Роскосмоса Олег Остапенко сообщил, что авария произошла из-за разрушения подшипника в турбонасосном агрегате рулевого двигателя третьей ступени ракеты.

IMG_9438

Самый мощный российский спутник связи «Экспресс-АМ4Р» не был выведен на расчетную орбиту из-за аварии с ракетой-носителем «Протон-М», которая произошла 16 мая. Ракета-носитель, разгонный блок и спутник полностью сгорели в плотных слоях атмосферы. Произошло это над территорией Китая. До Земли никакие обломки не долетели.

ЧП произошло на 540-й секунде полета: третья ступень ракеты не доработала около 40 секунд до запланированного отделения разгонного блока «Бриз-М».

Материалы работы межведомственной комиссии, которая разбиралась в причинах крушения  «Протона-М», переданы в правительство. Глава комиссии Александр Данилюк ранее сообщал «Известиям», что выработана окончательная версия произошедшего, согласно которой  причина аварии – производственный дефект в ходе сборки, который привел к разрушению узла подшипника турбонасосного агрегата.

Окончательная версия, которую мы на сегодняшний день имеем, соответствует тому предварительному заключению, которое было на первом этапе работы межведомственной комиссии. Та телеметрия и аналитическая информация, которая у нас есть, показывает, что разрушение, по всей видимости, произошло от подшипника в турбонасосном агрегате.<…> Исходя из этого, мы выстраиваем дальнейшую работу по проверке и локализации тех проблем, которые могли бы возникнуть при следующем запуске.

– Олег Остапенко, руководитель Роскосмоса

Из-за затянувшегося расследования аварии «Протона-М», возобновление пусков ракет-носителей состоится не раньше осени. «Интерфакс», ссылаясь на источник в российской ракетно-космической отрасли, сообщает, что межведомственная комиссия не смогла в срок – к 8 июня – установить причины ЧП, в результате которого был потерян спутник связи «Экспресс-АМ4R».

– Недавно некоторые СМИ заговорили о том, что еще в 2013 году при проверке одного из изделий этого типа в коллекторе для подачи воздуха двигателя второй ступени «Протона» были обнаружены несколько неиспользованных трубчатых алюминиевых пломб. Тогда бдительность исполнителей входного контроля позволила избежать худшего, но кто может гарантировать, что такое не повторится? В этой связи, похоже, снова придется проверять все готовые «Протоны», а это неизбежно приведет к тому, что ракеты-носители этого типа еще долго летать не будут, – сказал источник.