16.05.2014
Редакция Naked Science

Обломки «Протона-М» могли долететь до Земли

Самый мощный российский спутник связи «Экспресс-АМ4Р» не был выведен на расчетную орбиту из-за аварии с ракетой-носителем «Протон-М». Ракета-носитель сгорела в плотных слоях атмосферы, однако ее обломки могли долететь до Земли.

Ракета-носитель «Протон-М» с российским спутником связи «Экспресс-АМ4Р», стартовавшая в ночь на пятницу с космодрома Байконур, сгорела в плотных слоях атмосферы. Однако ее обломки могли долететь до Земли.

– Отдельные мелкие фрагменты ракеты могли упасть на Землю. Район падения уточняется,– сообщил представитель Федерального космического агентства.

Источник в ракетно-космической отрасли подчеркнул, что фрагменты ракеты могли упасть на Алтае или в акватории Тихого океана.

Это десятый космический запуск, осуществленный Россией с начала 2014 года. «Экспресс-АМ4Р» является самым мощным и высокотехнологичным на сегодняшний день российским спутником связи. Он создан европейской компанией EADS Astrium по заказу ФГУП «Космическая связь» в рамках Федеральной космической программы России на 2006-2015 годы.

Сообщается, что авария произошла во время работы третьей ступени «Протона», когда ракета находилась в верхних слоях атмосферы.

– Во время выведения на этапе работы третьей ступени ракеты-носителя возникла нештатная ситуация, и космический аппарат «Экспресс-АМ4Р» не был выведен на орбиту. В настоящее время представители госкомиссии анализируют телеметрическую информацию и выясняют причины возникновения нештатной ситуации, – сказала пресс-секретарь главы Роскосмоса.

ЧП произошло на 540-й секунде полета: третья ступень ракеты не доработала около 40 секунд до запланированного отделения разгонного блока «Бриз-М».

Предполагается, что содержащийся в ракетном топливе ядовитый гептил сгорел в верхних слоях атмосферы.

– Вероятней всего, ядовитый гептил в результате взрыва сгорел вместе с разгонным блоком и самым мощным российским спутником связи, – сообщил источник в космической отрасли.

Планируется создать в ближайшее время специальную комиссию, которая займется выяснением причин аварии.

UPD. Глава Роскосмоса Олег Остапенко заявил, что причиной аварийного запуска ракеты-носителя  могло стать падение давления в одном из рулевых двигателей. Он уточнил, что разгонный блок «Бриз-М» со спутником не успел отделиться и не был выведен на орбиту. Также Остапенко  сообщил, что никакие обломки до Земли не долетели.

Подтверждается информация о том, что ракета-носитель, разгонный блок и спутник полностью сгорели в плотных слоях атмосферы. Произошло это над территорией Китая. С учетом высоты орбиты произошедшего можно с уверенностью говорить о том, что до Земли ничего не долетело.

–  Олег Остапенко, глава Роскосмоса