Прародиной собак оказались горы Непала — Naked Science
20.10.2015

Прародиной собак оказались горы Непала

Новый анализ генома собак разных пород указал на самое вероятное место их первого одомашнивания около 20 тысяч лет назад. Таким местом оказалась не Европа и не юг Китая, как считали до сих пор, а высокогорные районы Монголии и Непала.

PICT7939

«С появлением этих областей Центральной Азии для каждого найдется любимый регион, в котором появились одомашненные собаки», – иронизирует по данному поводу один из специалистов. Действительно, точку в этом вопросе новое исследование не ставит, однако доводы его авторов тоже нельзя просто сбросить со счетов.

Надо сказать, что научные поиски прародины Canis lupus familiaris – или просто домашних собак – продолжаются уже много десятилетий. К ним подключились почти все: археологи и эволюционисты, историки и генетики. Однако результаты этих работ остаются противоречивыми. Даже такой надежный свидетель, как ДНК, в данном случае дает сбивчивые показания. Сотни пород, появившиеся за последние столетия в результате селекции, серьезно «перетасовали» собачий геном, затрудняя исследования генетиков.

Поэтому работающий в США биолог Адам Бойко (Adam Boyko) взял для анализа ДНК собак, проживающих в самых далеких и изолированных местностях. Он объездил полмира, собрав образцы у 549 «деревенских» псов из 38 стран мира, а затем по 189 тысячам позиций сравнил их геном с полученными ранее данными для 4500 чистопородных собак 161 разной породы.

Деревенские псы продемонстрировали куда более серьезное генетическое разнообразие, нежели их породистые родственники. Причем с европейскими собаками, которые до сих пор считались главными претендентами на «прямую ветвь» от первых одомашненных животных, собаки других регионов состоят в разных отношениях. В собаке из африканской деревни мало общих ДНК-маркеров с собакой из деревни европейской. Зато собаки южных островов Тихого океана происходят напрямую из Европы. В поисках общего корня, который объединял бы их всех, ученые пришли к довольно неожиданному месту – высокогорным районам Центральной Азии.

По словам Адама Бойко, произошло это где-то между 50 и 10 тысячами лет назад, когда наши предки и дикие серые волки охотились на крупную дичь, что-нибудь вроде лосей. Блестящие охотничьи навыки людей и рост их численности привел к сокращению популяции дичи, так что волкам приходилось буквально выживать. Постепенно некоторые из них стали все больше полагаться на отбросы, скапливавшиеся вокруг человеческих поселений. Их нрав стал мягче – и люди приняли их к себе.