08.07.2016
Редакция Naked Science

Получен уникальный снимок Крабовидной туманности

Телескоп Hubble сделал новый снимок знаменитой Крабовидной туманности, позволяя впервые хорошо рассмотреть многие детали ее неспокойного центра – останков древней сверхновой.

heic1614a

Появление Крабовидной туманности NGC 1952 в созвездии Тельца астрономы наблюдали «в режиме реального времени»: в 1054 г. китайские и арабские ученые записали о вспышке звезды, а в 1731 г. с помощью телескопов уже удалось увидеть оставшуюся на ее месте туманность.

Останки сверхновой SN 1054, сбросив внешние газовые оболочки, превратились в пульсар – нейтронную звезду, испускающую чрезвычайно мощные периодические вспышки излучения, которое эффектно подсвечивает окружающее облако и соседние небесные тела. Сегодня астрономы используют излучение этого пульсара в качестве «небесного рентгена», наблюдая за небесными телами, которые проходят, заслоняя Крабовидную туманность – например, так была изучена солнечная корона или атмосфера Титана. Ну а фотографии этого живописного объекта можно встретить повсюду.

В отличие от них, новый снимок Крабовидной туманности, полученный космическим телескопом Hubble, подчеркивает не внешние красочные скопления газа и пыли, а внутренние регионы. Ученые получили финальное изображение, объединив три кадра, сделанные с разницей около 10 лет.

В центре картины можно видеть область останков сверхновой SN 1054 – нейтронной звезды массой примерно с наше Солнце, но сжатой в тело размерами несколько десятков километров. Вдобавок, она вращается чрезвычайно быстро, делая 30 оборотов вокруг оси за секунду. Естественно, что вокруг нее разворачиваются чрезвычайно энергичные и мощные процессы. Вращение пульсара вовлекает окрестные скопления газа и пыли: на полученном изображении кадры, относящиеся к разному времени, окрашены в разные оттенки, так что радужная «размытость» наглядно демонстрирует это движение.