Подо льдами Антарктиды обнаружили почти сотню неизвестных вулканов — Naked ScienceNaked Science
14.08.2017, 05:27
Naked Science

Подо льдами Антарктиды обнаружили почти сотню неизвестных вулканов

В многокилометровой толще льда на западе Антарктиды открыта обширная вулканическая провинция, готовая «проснуться» в довольно скором будущем.

volcanoantarctica

Геолог Максимиллиан ван Вик де Фриз (Maximillian van Wyk de Vries) и его коллеги из Эдинбургского университета представили результаты анализа Западно-Антарктической системы рифтов – глубоких, сейсмически активных впадин земной коры. В статье, опубликованной британским журналом Geological Society Of London’s Special Publications, ученые сообщают об обнаружении здесь 138 вулканов, 91 из которых ранее не был известен, высотой от 100 до 3850 м.

Ученые воспользовались данными по радиолокационному зондированию рифтовой системы Западно-антарктического ледникового щита, собранными в базе Bedmap 2. Под этими льдами, на глубине, достигающей километров, и обнаружились характерные конусообразные структуры, однозначно указывающие на вулканическую деятельность. «Мы были потрясены. Мы не ожидали найти ничего в таком большом количестве, – прокомментировал находку один из авторов в интервью для The Guardian.

По словам Роберта Байнгхэма (Robert Bingham), эта область может оказаться районом с наиболее плотным расположением вулканов в мире, превзойдя даже африканские горы группы Вирунга, где на небольшой площади находятся восемь больших и активных вулканов. Ученый отмечает, что следующий важный вопрос состоит в том, насколько эти вулканы активны. Выяснить это стоит как можно быстрее, поскольку любой фактор, усиливающий таяние антарктического льда – а извержение вулкана определенно к ним относится, – должен влиять на поступление воды в Мировой океан, а вместе с тем – и на глобальный климат.

Вместе с тем геологи полагают, что каково бы ни было состояние этой вулканической провинции сегодня, вскоре она наверняка «проснется». Сегодня основная вулканическая активность сосредоточена в районах, лишь недавно – по геологическим меркам – освободившихся ото льда после последнего ледникового периода. Уход ледяного покрытия освобождает скопившееся внутреннее давление, облегчая деятельность вулканов. И пока что нет никаких причин считать, что в Западной Антарктиде все будет иначе и открывшиеся из-под таящего льда области не станут новым регионом высокой сейсмической активности.