Почему нас любят комары? — Naked Science

Почему нас любят комары?

Почему комары кусают людей? Ученые выяснили.

5500882321_08d12d0afa_b

Некогда все комариные предки предпочитали жизнь в лесу, а в качестве рациона — его обитателей. Но в какой-то момент часть комаров переключилась на людей и стала жить в наших домах, осуществив тем самым очень успешную с эволюционной точки зрения смену вкусовых предпочтений. Об этом заявили авторы статьи в журнале Nature.

Наш образ жизни идеален для комаров. В жилище человека всегда есть вода, где насекомые могут размножаться, наше тело не покрыто шерстью, а живем мы в коллективе.

– Лесли Фоссхолл, один из участников исследования

Личинки комаров в воде / ©Darron Birgenheier

Кровопийцам, впрочем, пришлось изрядно потрудиться (в эволюционном смысле) прежде чем они привыкли размножаться в емкостях с чистой водой, которая характерна для человеческого жилища. До этого комары любили мутную воду и предпочитали размножаться в «естественных» емкостях — например, в заполненных водой, дуплах деревьев.

Почему часть кровососущих стала предпочитать «на обед» именно нас — специалистам помогла понять генетика и деревня Рабаи в Кении. Последняя давно привлекает ученых тем, что именно здесь бок о бок (в нескольких сотнях метров) обитают два разных вида москитов: — Aedes aegypti formosus (черные) и Aedes aegypti aegypti (коричневые). Первые обитают в лесу и предпочитают зверей, вторые — размножаются в кувшинах с чистой водой и кусают людей.

Эта кенийская деревушка наглядно демонстрирует нам то, что происходило тысячи лет назад. Участники древних событий и поныне там.

– Лесли Фоссхолл, один из участников исследования

Для того чтобы понять, какие гены отвечают за «любовь» комаров к людям — исследователям пришлось скрестить оба вида насекомых и получить гибридные особи. В итоге выяснилось, что в усиках москитов-«филантропов» более активно экспрессируется 14 генов, но в первую очередь речь идет о гене одного из обонятельных рецепторов — Or4.

Комары являются очень распространенным видом насекомых. Их можно найти в любом уголке земного шара. Не встречаются комары только в Антарктиде.

Таким образом, ученые поняли, что этот ген отвечает за реакцию на какой-то определенный запах. Но какой именно?

Для того чтобы понять это, специалисты провели эксперимент, попросив участников поносить колготки на протяжении 24 часов. После чего колготки были помещены в специальную машину, способную разбить запах на отдельные химические составляющие.

Многие виды комаров явно предпочитают людей / ©Bobinson K B

Надо сказать, что помимо людей, колготки пришлось носить и морским свинкам, одежду которых тоже поместили в устройство.

После того, как ученые сравнили запахи колготок людей и свинок, они пришли к выводу, что в запахе одежды последних отсутствует одно важное вещество — сулькатон. Поэтому специалисты выдвинули предположение, что именно этот компонент запаха человека должен привлекать москитов. Однако когда сулькатоном помазали кожу морских свинок — комары вовсе не подумали их кусать.

В связи с этим поиски вещества, которое так притягивает кровососущих насекомых к людям, продолжаются.