Первые деревья на Земле росли совсем не так, как современные — Naked Science
25.10.2017, 18:53

Первые деревья на Земле росли совсем не так, как современные

Китайские палеоботаники обнаружили на севере Китая фрагменты одних из древнейших деревьев на Земле. Находка позволила реконструировать механизм их роста, который оказался очень непохож на механизм роста современных деревьев.

cc_fossil-tree2_16x9

Современные деревья растут вверх, образуя по периферии ствола новые клетки ксилемы — трубчатой ткани, по полостям которой к кроне поднимаются растворы питательных веществ, впитанных корнями.

Деревья из группы кладоксилеевых, зеленевшие с середины девона до начала каменноугольного периода, росли иначе. Ствол у них был полым и состоял из вертикальных трубок ксилемы, скрепленных ксилемными же стяжками; пространство между трубками и стяжками заполняла мягкая ткань. Новые клетки нарастали вокруг трубок, расширяя ствол; раздавшись в ширину, дерево росло вверх. В процессе роста старые трубки и стяжки ломались, а на их месте вырастали новые; в течение всей жизни дерево само себя ломало и строило.

Найденные в Китае окаменелые остатки стволов доисторических деревьев. Картинка в верхнем левом углу показывает систему трубок ксилемы, питающих ствол. Hong-He Hu et al. / PNAS.

Реконструировать процесс роста кладоксилеевых деревьев удалось благодаря хорошо сохранившимся фрагментам стволов. Вероятнее всего, древний лес погиб в результате извержения вулкана; пепел, засыпавший деревья, послужил консервантом, сохранив стенки клеток в том же виде, в каком их застал катаклизм.

Толщина самых крупных фрагментов стволов, найденных в Китае, — 5 см; максимальный диаметр ствола — 50 см; воздушные корни, сросшиеся со стволом, добавляли еще 20 см диаметра. По оценкам ученых, высота деревьев могла составлять от 8 до 12 метров; полый ствол вряд ли мог выдержать большую нагрузку.

«Подобной стратегии роста нет ни у одного другого известного науке организма», — поясняет Сюй Хун-Хэ, палеонтолог из Нанкинского университета геологии и палеонтологии и руководитель экспедиции. Потомки кладоксилеевых деревьев не дожили до наших дней; все растения этой группы прекратили существовать в конце девона, уступив место более высоким деревьям с цельными стволами, способными выдержать большее давление.

Результаты исследования опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.