Пчелы продемонстрировали понимание концепции нуля

Пчелы продемонстрировали понимание концепции нуля

Мозг у пчел в десятки тысяч раз меньше нашего, однако они способны понять положение нуля в ряду чисел — до чего додумались далеко не все человеческие культуры.

honey-bee-workers-lined-up

Насекомые в целом и пчелы в частности то и дело потрясают наши представления о том, на что способен их крошечный мозг, состоящий менее чем из сотни миллионов клеток. Недавно остроумные эксперименты австралийских ученых показали, что пчелы осознают концепцию нуля, которую даже дети осваивают далеко не сразу, — и понимают его положение в ряду других чисел. Об этом Эдриан Даер (Adrian Dyer) и его коллеги из Королевского мельбурнского технологического института (RMIT) пишут в статье, опубликованной в журнале Science.

У концепции нуля можно различить несколько уровней сложности. Простейший доступен, наверное, всем животным на Земле — это элементарное понимание отсутствия чего-либо. Куда сложнее встроить это отсутствие в количественный ряд — от множества и до нуля. Ранее такую способность демонстрировали лишь самые развитые из позвоночных, такие как приматы и попугаи. Но тем удивительнее оказались эксперименты с обычными пчелами.

©RMIT University

Для них Даер с соавторами использовали несколько белых пластин-кормушек, на которые наносили от одной до шести черных окружностей разных размеров. Корм помещался лишь в одну из кормушек, для остальных использовался горький хининовый раствор. Ученые обучали одну группу пчел лететь к пластине с наибольшим числом пятен, вторую — к пластине с меньшим их количеством. Когда же пчелам, приученным выбирать мишень с минимальным числом объектов на ней, предъявили чисто белую, они — с частотой в 64 процента — выбирали именно этот «нуль».

©RMIT University

Сегодня, когда мы, пытаясь воспроизвести возможности человеческого мозга в искусственных устройствах, создаем все более и более сложные технические решения, такие работы демонстрируют, что для выполнения даже весьма сложных функций мозг вовсе не должен быть большим. И тем интереснее узнать, как же он это делает.

«Достаточно просто зарегистрировать ответ нейрона на стимул, такой как свет или присутствие какого-то объекта, но как мы, а тем более насекомые, осознаем отсутствие чего-либо? — говорит профессор Даер. — Как мозг репрезентирует «ничего»? Может быть, у пчел и животных, занятых собирательством, вырабатываются специальные нейронные механизмы, позволяющие осознать нуль?»