18.10.2017
Редакция Naked Science

Падение Древнего Египта связали с извержениями вулканов

Серия извержений на рубеже нашей эры ослабила разливы Нила и снизила производительность сельского хозяйства Древнего Египта, ускорив гибель великой цивилизации.

egypt

Серия мощных вулканических извержений в III–I вв. до н. э. повлияла на глобальный климат и нарушила обычный ритм разливов Нила. Это привело к массовому голоду, росту налогов и бунтам – а в итоге к гибели грандиозной древнеегипетской цивилизации. Такую картину рисует работа Фрэнсиса Ладлоу (Francis Ludlow) и его коллег из Йельского университета, опубликованная в свежем номере журнала Nature Communications.

Успехи Древнего Египта опирались на высокоэффективное сельское хозяйство, высочайшую урожайность которому обеспечивали ежегодные разливы Нила, которые насыщали затапливаемые поля влагой и осадочными минералами. Еще в древние времена было замечено, что разливы задаются обильным сезоном дождей в верховьях великой реки, на нагорьях Эфиопии. Отсутствие дождей и слабый разлив в жарком египетском климате сказывались очень быстро, сухая почва растрескивалась и не давала урожай.

С учетом важности разливов Нила вряд ли удивительно, что точные замеры их высоты проводились еще во времена фараонов – для этой цели возводились специальные «ниломеры». Фрэнсис Ладлоу и его соавторы использовали исторические данные, которые сохранились в одном из таких сооружений и охватывают период с 622 до 1902 г. н. э. Сопоставив их с информацией по вулканическим извержениям того времени, ученые отметили, что они приводили к целым периодам невысоких разливов.

В самом деле, массовые выбросы в атмосферу вулканических газов – прежде всего диоксида серы – снижают количество солнечного излучения, которое достигает поверхности Земли. Это может приводить к снижению глобальной температуры и количества осадков, сказываясь и на поведении Нила. Показав это, авторы обратились к периоду между 350 и 30 гг. до н. э., последнему времени независимости Египта и правления династии Птолемеев, которое закончилось полным поражением от Рима.

Данные по извержениям в то время известны из состава ледяных кернов Гренландии и Антарктики, которые сохранили следы вулканического пепла – в их числе можно отметить извержения итальянской Этны в 44 г. до н. э. Их ученые дополнили древними письменными свидетельствами, которые зафиксировали рост налогов и социальной нестабильности, народных бунтов и трений с соседями, голода и эпидемий. В некоторых случаях все это следовало сразу за извержением, в других – с запозданием на год.

По-видимому, именно падение урожайности, вызванное активностью вулканов, стимулировало эти тревожные события, которые в конце концов привели к гибели некогда величайшей цивилизации.