Открыто антитело, которое подавляет 96% штаммов ВИЧ — Naked Science

Открыто антитело, которое подавляет 96% штаммов ВИЧ

Исследователи нашли антитело, которое может эффективно подавлять 96% штаммов ВИЧ. Это может стать важным шагом на пути к лечению заболевания.

Как известно, иммунным клеткам – B-лимфоцитам – очень тяжело бороться с ВИЧ. Из-за постоянных изменений структуры оболочки вируса B-клеткам редко удается создать молекулу-антитело, которая бы могла эффективно пометить ВИЧ. Это, в свою очередь, не дает возможность организму эффективно противодействовать последнему. Проблемой является еще и огромное количество подвидов вируса иммунодефицита человека. Так что создать универсальный метод борьбы с ним очень тяжело.

Однако сейчас международный коллектив ученых, работающих под руководством американского молекулярного биолога Марка Коннорса (Mark Connors), выявил антитело N6, которое открывает новые перспективы в борьбе с ВИЧ. Данное антитело «знает» слабую точку в белковой оболочке вируса иммунодефицита человека и способно эффективно подавлять примерно 96% штаммов ВИЧ.

Антитело было найдено в крови пациента, имеющего шифр Z258. Ранее ученые обратили внимание на то, что его организм чрезвычайно хорошо справляется с вирусом. Этот человек прожил с ВИЧ 21 год, однако его иммунная система функционировала в нормальном режиме, несмотря на продолжительное отсутствие антиретровирусной терапии.

Ученые говорят, что N6 имеет сходства с ранее выявленным антителом VRC01, которое способно подавлять 90% штаммов ВИЧ. Однако N6 намного более устойчив к мутациям вируса. Отметим, что сейчас VRC01 проходит клинические испытания и авторы открытия предлагают внести в них новое антитело.

Антитело N6, нейтрализующее “неуязвимые” разновидности ВИЧ / © Huang et al./Immunity 2016

Исследователи полагают, что в будущем можно будет улучшить работу N6 путем внесения новых мутаций. Это продлит жизнь носителей ВИЧ, а также значительно обезопасит людей, у которых нет этого вируса.

Ранее, напомним, сообщалось о катастрофических последствиях ВИЧ-эпидемии для одного из крупнейших российских городов – Екатеринбурга. В ряде районов города носителем вируса является каждый 50-й его житель: и это только из числа официально зарегистрированных. В целом, число ВИЧ-инфицированных россиян сейчас превышает один миллион.