02.04.2018
Редакция Naked Science

Обломки китайской орбитальной станции «Тяньгун-1» упали в Тихий океан

Станция «Тяньгун-1», несколько лет назад потерявшая связь с Землей, разрушилась в атмосфере над Тихим океаном. Несмотря на опасения экспертов, падение обломков не причинило вреда людям.

tg1_on_orbit_002

Орбитальная станция «Тяньгун-1» вошла в атмосферу Земли над южной частью Тихого океана. Большая часть обломков аппарата сгорела в плотных слоях атмосферы, оставшиеся фрагменты упали в океан. О приземлении «Тяньгун-1» сообщило Космическое командование ВВС США.

Станцию «Тяньгун-1» запустили в 2011 году, она стала первым аппаратом такого класса в истории китайской космической программы. В 2016 году «Тяньгун-1» потеряла связь с Землей, тогда же стало известно, что в ближайшие годы аппарат сойдет с орбиты и упадет на поверхность планеты. В начале 2018-го исследователи из разных стран столкнулись с трудностями, прогнозируя, куда именно упадут обломки. Точно указать место падения было невозможно из-за отсутствия некоторых данных, в том числе информации об ориентации станции. В зону предполагаемого падения обломков попали некоторые территории Европы, США и Австралии.

Станция начала снижение в конце марта и вошла в атмосферу Земли 2 апреля в 08:15 по пекинскому времени (03:15 мск). Обломки аппарата упали в Тихий океан, к северо-западу от Таити. По словам экспертов, станция приземлилась на некотором расстоянии от «Кладбища космических кораблей» — закрытого для судоходства района Тихого океана. Там затоплены фрагменты космической станции «Мир» и обломки нескольких грузовых кораблей «Прогресс».

Изображение станции, зафиксированное радаром / ©Fraunhofer FHR

Спрогнозировать точные место и время падения «Тяньгун-1» помешал не только недостаток информации, но и особенности движения аппарата. Комментирует астрофизик Брэд Такер (Brad Tucker) из Австралийского национального университета: «[Аппарат] некоторое время «кувыркался» и вращался, поэтому, когда он начал снижаться, его движение оказалось менее предсказуемым». Эксперт отмечает, что в целом приземление аппарата прошло успешно.

Китайская программа пилотируемой космонавтики «Проект-921» включает несколько «наследников» станции «Тяньгун-1». В 2016 году на орбиту отправился аппарат «Тяньгун-2», сейчас идет работа над Китайской модульной космической станцией — третьей в мире многомодульной пилотируемой орбитальной станцией. Предполагается, что по функциям она будет во многом аналогична станции «Мир».