Обломки китайской орбитальной станции «Тяньгун-1» упали в Тихий океан — Naked Science

Обломки китайской орбитальной станции «Тяньгун-1» упали в Тихий океан

Станция «Тяньгун-1», несколько лет назад потерявшая связь с Землей, разрушилась в атмосфере над Тихим океаном. Несмотря на опасения экспертов, падение обломков не причинило вреда людям.

tg1_on_orbit_002

Орбитальная станция «Тяньгун-1» вошла в атмосферу Земли над южной частью Тихого океана. Большая часть обломков аппарата сгорела в плотных слоях атмосферы, оставшиеся фрагменты упали в океан. О приземлении «Тяньгун-1» сообщило Космическое командование ВВС США.

Станцию «Тяньгун-1» запустили в 2011 году, она стала первым аппаратом такого класса в истории китайской космической программы. В 2016 году «Тяньгун-1» потеряла связь с Землей, тогда же стало известно, что в ближайшие годы аппарат сойдет с орбиты и упадет на поверхность планеты. В начале 2018-го исследователи из разных стран столкнулись с трудностями, прогнозируя, куда именно упадут обломки. Точно указать место падения было невозможно из-за отсутствия некоторых данных, в том числе информации об ориентации станции. В зону предполагаемого падения обломков попали некоторые территории Европы, США и Австралии.

Станция начала снижение в конце марта и вошла в атмосферу Земли 2 апреля в 08:15 по пекинскому времени (03:15 мск). Обломки аппарата упали в Тихий океан, к северо-западу от Таити. По словам экспертов, станция приземлилась на некотором расстоянии от «Кладбища космических кораблей» — закрытого для судоходства района Тихого океана. Там затоплены фрагменты космической станции «Мир» и обломки нескольких грузовых кораблей «Прогресс».

Изображение станции, зафиксированное радаром / ©Fraunhofer FHR

Спрогнозировать точные место и время падения «Тяньгун-1» помешал не только недостаток информации, но и особенности движения аппарата. Комментирует астрофизик Брэд Такер (Brad Tucker) из Австралийского национального университета: «[Аппарат] некоторое время «кувыркался» и вращался, поэтому, когда он начал снижаться, его движение оказалось менее предсказуемым». Эксперт отмечает, что в целом приземление аппарата прошло успешно.

Китайская программа пилотируемой космонавтики «Проект-921» включает несколько «наследников» станции «Тяньгун-1». В 2016 году на орбиту отправился аппарат «Тяньгун-2», сейчас идет работа над Китайской модульной космической станцией — третьей в мире многомодульной пилотируемой орбитальной станцией. Предполагается, что по функциям она будет во многом аналогична станции «Мир».

Коллектив Международного исследовательского института интеллектуальных материалов провел пятидневный эксперимент на синхротроне в Гренобле в рамках Российско-Бельгийского гранта РНФ. Исследования направлены на разработку и диагностику новых эффективных катализаторов, которые могут быть использованы в фармацевтической и тонкой химической промышленности. В ходе работы ученые получили селективный катализатор, способный производить ценные ненасыщенные углеводороды без образования гораздо более дешевых насыщенных. Эти материалы позволят получать алкены не из нефтепродуктов, как это делается сейчас, а из биосырья.

ТУСУР

В научно-исследовательской лаборатории «Безопасность и электромагнитная совместимость радиоэлектронных средств (НИЛ «БЭМС РЭС») Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники разработали коаксиальную камеру для измерения эффективности экранирования композитных материалов. Возможно, результатом работы ученых станет целый комплекс из различных устройств, которые позволят проводить измерения разных видов экранирующих материалов (например, для защитных средств) в разных диапазонах частот.