Научные предпочтения связали с идеологией - Naked ScienceNaked Science
07.06.2017, 08:06
Naked Science

Научные предпочтения связали с идеологией

Группа социологов из США показала, что политические взгляды могут влиять на предпочтения в области науки.

В новой работе американские ученые изучили связь между политическими взглядами и научными предпочтениями клиентов интернет-магазинов Barnes & Noble и Amazon. На первом этапе авторы проанализировали открытые метаданные 1 303 504 электронных книг и связанных с ними 26 467 385 совместных покупок. Затем материалы разделили на три группы: научные, ненаучные и политические. К последним отнесли 3530 «консервативных», «либеральных» и «индифферентных» изданий, в том числе 320 написанных знаменитыми политиками с 1992 года. Научные книги с помощью десятичной классификации Дьюи разделили на 27 дисциплин, включая физику, экономику и химию, а ненаучные — на категории «искусство», «спорт», «религия» и «художественная литература».

Научные предпочтения либерально (синий цвет) и консервативно (красный цвет) настроенных читателей / ©Feng Shi et al., Nature Human Behaviour, 2017

Книги классифицировали четыре независимых исследователя в паре с наблюдателем. Сравнение полученных оценок показало, что эксперты с 70–83,5-процентным совпадением относили материалы к «либеральным» или «консервативным». Наконец, посредством байесовской сети ученые оценили вероятность покупки интернет-пользователями книг с определенным идеологическим содержанием вместе с разными научными трудами. Стоит отметить, что авторы не ставили целью анализ продаж и выявление обратной корреляции — между научными предпочтениями и политическими взглядами. В то же время им удалось выяснить, как принадлежность к тому или иному движению связана с уровнем «академичности», и построить градиент вероятностных предпочтений.

Результаты показали, что литературные предпочтения либерально и консервативно настроенных читателей в области науки сильно варьируются. Так, последние чаще выбирали прикладные дисциплины, например из области права, медицины, геофизики и криминологии. Либерализм оказался связан со склонностью к фундаментальным наукам — физике, астрономии и антропологии, а ряд направлений, в частности палеонтология, интересовали интернет-пользователей в равной степени. По мнению ученых, тенденция соответствует идеологическим различиям между академической и промышленной ориентацией: решением фундаментальных задач занимаются левые, а предметных — правые. В целом же покупатели чаще обращались к книгами об искусстве, спорте и социологии.

Подробности работы представлены в журнале Nature Human Behaviour.

Ранее психологи выяснили, что непривлекательность ученых может повышать субъективную оценку их компетентности.