07.06.2017
Редакция Naked Science

Научные предпочтения связали с идеологией

Группа социологов из США показала, что политические взгляды могут влиять на предпочтения в области науки.

©Wikipedia / Автор: Татьяна Соловьёва

Несмотря на формальную автономность науки как области человеческой деятельности, она тесно связана с политикой. Согласно опросам, независимо от идеологии научные достижения положительно воспринимаются большинством граждан. Однако достоверность опросов сомнительна. Прошлые работы показали, что общественная позиция относительно ряда глобальных научных проблем может модулироваться членами определенных политических движений. Так, представители консервативного (правого) крыла США в последние годы ассоциируются с критикой концепции глобального потепления. Либерально настроенные (левые) политики, в свою очередь, чаще выступают против вакцинации, ядерной энергетики и технологий генетической модификации.

В новой работе американские ученые изучили связь между политическими взглядами и научными предпочтениями клиентов интернет-магазинов Barnes & Noble и Amazon. На первом этапе авторы проанализировали открытые метаданные 1 303 504 электронных книг и связанных с ними 26 467 385 совместных покупок. Затем материалы разделили на три группы: научные, ненаучные и политические. К последним отнесли 3530 «консервативных», «либеральных» и «индифферентных» изданий, в том числе 320 написанных знаменитыми политиками с 1992 года. Научные книги с помощью десятичной классификации Дьюи разделили на 27 дисциплин, включая физику, экономику и химию, а ненаучные — на категории «искусство», «спорт», «религия» и «художественная литература».

Научные предпочтения либерально (синий цвет) и консервативно (красный цвет) настроенных читателей / ©Feng Shi et al., Nature Human Behaviour, 2017

Книги классифицировали четыре независимых исследователя в паре с наблюдателем. Сравнение полученных оценок показало, что эксперты с 70–83,5-процентным совпадением относили материалы к «либеральным» или «консервативным». Наконец, посредством байесовской сети ученые оценили вероятность покупки интернет-пользователями книг с определенным идеологическим содержанием вместе с разными научными трудами. Стоит отметить, что авторы не ставили целью анализ продаж и выявление обратной корреляции — между научными предпочтениями и политическими взглядами. В то же время им удалось выяснить, как принадлежность к тому или иному движению связана с уровнем «академичности», и построить градиент вероятностных предпочтений.

Результаты показали, что литературные предпочтения либерально и консервативно настроенных читателей в области науки сильно варьируются. Так, последние чаще выбирали прикладные дисциплины, например из области права, медицины, геофизики и криминологии. Либерализм оказался связан со склонностью к фундаментальным наукам — физике, астрономии и антропологии, а ряд направлений, в частности палеонтология, интересовали интернет-пользователей в равной степени. По мнению ученых, тенденция соответствует идеологическим различиям между академической и промышленной ориентацией: решением фундаментальных задач занимаются левые, а предметных — правые. В целом же покупатели чаще обращались к книгами об искусстве, спорте и социологии.

Подробности работы представлены в журнале Nature Human Behaviour.

Ранее психологи выяснили, что непривлекательность ученых может повышать субъективную оценку их компетентности.