Найдены микробы, способные стать первыми на Марсе — Naked Science

Найдены микробы, способные стать первыми на Марсе

Метаногенные археи прекрасно перенесли условия, имитировавшие ледяную и пустынную поверхность Красной планеты. Это вселяет огромные надежды: если жизни на Марсе сегодня и нет, то вскоре она может появиться – и тогда после длительного терраформирования он превратится в новый, цветущий мир.

mars-terraforming

Современный Марс представляет собой крайне негостеприимное место. Помимо невероятного холода, почти полного отсутствия влаги, космической радиации и регулярных пылевых бурь к местным особенностям можно отнести и лишенную кислорода, весьма разреженную атмосферу. Она создает давление менее 1% от земного, куда ниже, чем даже на вершине Джомолунгмы – с таким внешним давлением не сталкивался до сих пор ни один земной организм. Но найдутся ли такие, кому это нестрашно?

Американские исследователи обратили внимание на группу архей – представителей «третьего надцарства» живого, помимо бактерий и эукариот. Эта группа способна получать энергию не окисляя сахара кислородом, как мы и все «нормальные» организмы, а за счет восстановления углекислого газа молекулярным водородом. Побочным продуктом реакции оказывается метан, поэтому археи эти и называют метаногенами: Methanothermobacter wolfeii, Methanosarcina barkeri, Methanobacterium formicicum и Methanococcus maripaludis.

В ходе экспериментов эти необычные микробы культивировались в лабораторных условиях, имитировавших марсианские: разреженная «атмосфера» (правда, иного, чем на Марсе, состава – 80% водорода и 20% углекислого газа) и давление менее 1 КПа. И все четыре вида чувствовали себя замечательно: судя по динамике роста их популяций, им не потребовалось даже существенно адаптироваться к этим условиям.

Рассказывая о работе на 115-й встрече Американского общества микробиологии, которая прошла на днях в Новом Орлеане, ее авторы напомнили о своем предыдущем исследовании, в котором было показано, что минимум два вида метаногенов отлично переносят периодические периоды замораживания и оттаивания. К тому же метан – мощный парниковый газ, и накопление его в атмосфере планеты поможет быстро смягчить ее холодный климат.

Все это делает архей почти идеальными кандидатами на роль первых жителей обновляемого Марса. Если они уже не стали ими: в прошлом году присутствие метана в марсианской атмосфере стало одной из сенсационных находок марсохода Curiosity на поверхности Красной планеты, однако пару недель назад астробиолог NASA Кевин Занле (Kevin Zahnle) предположил, что источник этого газа мог быть доставлен на Марс самим аппаратом.