Мужчины все-таки выживут — Naked Science

Мужчины все-таки выживут

Новые исследования опровергли слухи о скором вымирании Y-хромосомы.

7649260168_d741f34dfb_b

Сообщения о скорой смерти мужской Y-хромосомы сильно преувеличены, утверждают эксперты.

Ранее многие генетики были уверены, что хромосома, ответственная за различия между мужчинами и женщинами постепенно вырождается. Согласно их расчетам, мужчины были обречены на вымирание ? и уже через 5 млн лет на Земле не осталось бы ни одной особи мужского пола.

Однако новые исследования Y-хромосом 16 мужчин из Европы и Африки дали серьезные основания надеяться, что мужские гены сохранятся.

«Y-хромосома за всю историю утеряла 90 процентов общих генов с женской X-хромосомой, ? объясняет доктор Мелисса Уилсон Сайрес, эволюционный биолог из Берклиевского университета в Калифорнии. ? Новые исследования показывают, что сохранившиеся гены в мужской хромосоме имеют важные функции и безусловно сохранятся».

Сайрес добавляет, что специфические гены Y-хромосомы никогда не исчезали, а вместо этого подвергались серьезным изменениям на протяжении последних 200 млн лет. Эти изменения в биоматериале, который был взят у 16 мужчин, полностью соответствуют правилам естественного отбора.

Хромосомы – связки молекул ДНК, имеющиеся в ядрах всех клеток. Мужская хромосома относительно мала; она состоит всего из 27 генов – у других насчитываются сотни и тысячи. С течением времени количество генов в ней редуцировалось до абсолютного минимума, но это не значит, что она полностью исчезнет, уверенно говорят эксперты.

Исследование, опубликованное в онлайн-журнале Public Library of Science Genetics, рассматривает слабую вариативность Y-хромосомы и объясняет ее эффектом постоянного естественного отбора.

Еще 200 миллионов лет назад, когда млекопитающие только-только появились на планете, ранние версии мужской и женской хромосом постоянно обменивались информацией друг с другом. Однако постепенно мужские гены сосредоточились в Y-хромосоме, ответственной за развитие тестикул, спермы и мужского семени.

Мужские гены оказались вредны для женского организма, поэтому X и Y-хромосомы прекратили обмен генами и начали развиваться независимо друг от друга. Из-за этого было сложно элиминировать вредные мутации в мужской хромосоме, и в результате естественного отбора количество генов в ней постепенно деградировало и сокращалось.

Из 27 сохранившихся генов 17 являются изначальными, существовавшими еще у первых млекопитающих, а 10 оставшихся подверглись мутациям, причем их функции до сих пор мало изучены.