Мужчины и женщины сравнялись в распознавании лиц — Naked Science
10.05.2017

Мужчины и женщины сравнялись в распознавании лиц

Американские ученые пришли к выводу, что нейронный коррелят распознавания лиц не имеет половой специфичности.

mona-lisa

Благодаря сложности задачи на распознавание лиц рассматриваются как оптимальный способ изучения биологических факторов организации мозга. При этом половая специфика обработки такой информации изучена недостаточно. Предполагается, что женщины в среднем распознают лица, особенно женские — феномен связывается с «ошибкой своего пола» (own-gender bias, OGB), — лучше, чем мужчины. В то же время метаанализ 1986 года не выявил подобных различий. Нейронный коррелят механизма также не ясен: единственное исследование, в котором половая специфика распознавания оценивалась методом функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ), проводилось в 2010 году.

В ходе небольшого числа измерений (около 15) японские ученые также не нашли значимых различий в работе мозга женщин и мужчин. Чтобы восполнить пробел, сотрудники Университета штата Пенсильвания описали результаты сканирования на более крупной выборке — 116 человек в возрасте 18–25 лет. На первом этапе добровольцы заполняли опросник сексуальных предпочтений, который включал в себя, например, шкалу сексуальной ориентации. Затем они проходили модифицированные версии кембриджского теста на распознавание лиц (CFMT) — мужскую (M-CFMT +) и женскую (F-CFMT +) — с увеличенным набором стимулов, а также общий тест на узнавание автомобилей (CCMT).

Дизайн эксперимента и точность распознавания мужских и женских лиц / ©K. Suzanne Scherf et al., eNeuro, 2017

Согласно условиям, испытуемые должны были найти лицо, которое предъявлялось ранее, среди контрольных образцов (в профиль, анфас или три четверти). При этом последние были искажены: так, на них к лицам были добавлены прически, а на само изображение накладывался гауссовский шум. Одновременно ученые измеряли активность мозга участников с помощью фМРТ. Результаты анализа показали, что обе группы (большинство добровольцев сообщили о преимущественной гетеросексуальности) одинаково хорошо справлялись с задачей и были точнее при распознавании женских лиц. Аналогичная тенденция наблюдалась в дополнительном эксперименте на подгруппе из 30 человек.

Обработка снимков позволила выявить специфическую активацию мозга, общую для мужчин и женщин: в частности, выполнение теста сопровождалось активацией орбитофронтальной коры, веретенообразной извилины, амигдалы, верхней височной борозды, парагиппокампальной извилины и вентромедиальной префронтальной коры. Все эффекты, в том числе по критериям локализации и интенсивности, оказались идентичны у обеих групп. В свою очередь, предъявление женских лиц дополнительно стимулировало активацию латерального затылочного комплекса всех испытуемых. Обе группы не обнаружили OGB, что указывает на отсутствие половой специфики при распознавании лиц, считают авторы.

Подробности работы представлены в журнале eNeuro.

Ранее ученые пришли к выводу, что сопоставимые эффекты на мозг женщин и мужчин оказывает алкоголизм. Более выраженные различия были характерны для подгрупп пациентов и здоровых участников.