Эксперты о квантовых компьютерах
01.10.2015
Редакция Naked Science

Мучные черви оказались способны питаться пенопластом

Оригинальное решение проблемы утилизации мусора предлагает прежде неизвестная способность червей переваривать полистирол, которую они обрели благодаря своей кишечной микрофлоре.

15693-worms_news

Большинство из нас даже не представляет истинных масштабов глобальной «мусорной проблемы». Охватить ее действительно трудно: по статистике за 2010 год, ежедневно человечество выбрасывало 3,5 млн т, и одни только США в год производят 30 млн т отходов. Огромная доля их приходится на продукты из полистирола – возможно, самого распространенного пластика в нашем быту. Невозможно даже перечислить все виды продукции, которые из него производятся: от чашек Петри до пенопластовой изоляции, от одноразовой посуды и баночек для йогурта до детских игрушек, электрооборудования и напалма. Корпусы бытовых приборов тоже чаще всего делают тоже из полистирола.

Полистирол считается не слишком опасным для окружающей среды: он настолько инертен, что практически не разлагается, и опасные продукты его частичного распада не вовлекаются в круговорот. Но он накапливается – и будет накапливаться тысячелетиями. При этом сжигать его не стоит, иначе угарный газ и другие неприятные соединения будут массово попадать в атмосферу. Новый, безопасный путь утилизации всех этих тонн полистирола предлагает открытие группы американских и китайских ученых.

Исследователи показали, что обыкновенные мучные черви – личинки жука мучного хрущака – являют собой первый известный нам пример биоразлагаемости полистирола. «Наша находка открывает новую дверь к решению глобальной проблемы пластиковых отходов», – заявляют авторы работы. Судя по результатам проведенных ими лабораторных экспериментов, сто червей ежедневно способны усваивать от 34 до 39 мг пенопласта. Особенный состав их кишечной микрофлоры позволяет превращать это количество наполовину в диоксид углерода, а наполовину – в сравнительно низкомолекулярные органические соединения, которые утилизируются в природе.

Сами личинки чувствуют себя на такой «пенопластовой диете» превосходно и, видимо, остаются безопасными для массового использования. И хотя пока что их аппетит оставляет желать лучшего, ученые уверены, что генетика позволит идентифицировать необходимые для переваривания полистирола ферменты и в разы усилить их активность.