01.04.2014
Редакция Naked Science

Мини-хирурги для астронавтов

Компания Virtual Incision разработала робота-хирурга для проведения срочных операций в космическом пространстве. Операции в невесомости требуют особой техники, которая обеспечивается мини-хирургом.

482629main_iss024e014428_high
©Wikipedia / Автор: Артем Фомин

Хирургическая операция в космосе? Вскоре эта тема из области фантастики перейдет в реальность.

Миниатюрный робот-хирург, сделав надрез на пупке в брюшную полость, заполняет ее инертным газом и принимается за работу. В числе возможных операций: удаление воспаленного аппендикса, вырезание кусочков толстой кишки и перфорация язвы желудка.

Робот-доктор размером в несколько сантиметров ? новейшая разработка компании Virtual Incision из штата Небраска. В течение ближайших месяцев мини-хирург пройдет испытания в условиях невесомости. Вначале хирургический бот продемонстрирует свои способности, работая с резиновыми полосами и другими неживыми объектами.

Проектировщики робота рассчитывают, что такие помощники в будущем смогут сопровождать астронавтов при длительных путешествиях в космическом пространстве, во время которых риск получения физической травмы довольно высок.

Разумеется, хирургическое вмешательство в космосе может понадобиться только в случае крайней необходимости.

? Шейн Фарритор, Университет Небраска-Линкольн

Хирургические операции в невесомости требуют применения особой техники. Ведь кровь, струящаяся из надрезов, в отсутствии гравитации будет парить в помещении. Медицинские приборы должны быть очень компактны; в космических капсулах каждый грамм на счету.

Последний прототип бота, созданного Virtual Incision, весит всего 400 грамм. Он снабжен двумя механическими руками и видеокамерой, через которую хирург-оператор может удаленно наблюдать за ходом операции, управляя движениями робота.