17.01.2017
Редакция Naked Science

Микроинфаркт мозга связали с риском деменции

Американские ученые обнаружили, что мелкоочаговый инфаркт мозга затрагивает большую площадь, чем предполагалось, и может повышать риск нейродегенеративных заболеваний. Результаты работы опубликованы в The Journal of Cerebral Blood Flow and Metabolism.

how-stroke-occurs

Нейродегенеративные заболевания выражаются в прогрессирующей гибели нейронов, которая приводит к деменции и нарушению моторики. К таким патологиям относится, например, болезнь Альцгеймера, причем, как показали прошлые работы, повышать риск ее развития могут черепно-мозговые травмы разной степени тяжести, в том числе легкой. Однако связь функциональных когнитивных нарушений с микротравмами мозга до сих пор не изучалась.

В частности, эти повреждения могут принимать форму мелкоочагового (0,05–3 миллиметра в диаметре) инфаркта мозга. Известно, что следы подобных микроинфарктов чаще наблюдаются у пациентов с сосудистыми заболеваниями нервной системы и деменцией. При этом диагностика мелкоочагового инфаркта мозга сейчас практически невозможна: существующие методы визуализации не позволяют выявить их при жизни и чаще изучение проводится посмертно.

Вместе с тем, согласно гистологическим анализам, даже сотни тысяч микроинфарктов затрагивают менее двух процентов нервной ткани. Но в этом случае степень повреждения оценивается только в эпицентре микроинфаркта. Чтобы выяснить, каковы реальные масштабы эффекта, ученые из Медицинского университета Южной Каролины провели эксперимент на мышах. Путем фототромбоза они нарушали кровоток в артериоле ствола мозга животных.

Последствия закупорки авторы изучали двумя способами: in vivo — с помощью двухфотонной микроскопии — и посмертно, в том числе сопоставляя степень повреждения мозга с уровнем экспрессии гена c-Fos (участвует в пролиферации и дифференцировке клеток). Результаты показали, что площадь, которую затрагивает микроинфаркт, примерно в 12 раз превышает размер его очага. Причем активность нейронов, оказавшихся в зоне поражения, подавлялась на 14–17 дней.

По словам ученых, это стало неожиданностью: помимо того, что микроинфаркт распространяется на значительно большую площадь, его эффект является отсроченным. Они отметили, что у человека последствия таких повреждений могут быть другими, а в работе рассматривалось их влияние только на серое вещество. Тем не менее, авторы считают, что мелкоочаговые инфаркты могут быть фактором риска нейродегенеративных заболеваний, что требует дальнейшего изучения.