Эксперты о квантовых компьютерах
01.04.2014
Редакция Naked Science

Метановая смерть

Причиной Пермского вымирания мог быть метан.

Leshyk-survivors

Огромное количество метана могло быть вызвано резким увеличением числа метаногенных микробов в мировом океане. Изучая геном микробов-архей из рода Methanosarcina, к такому выводу пришел Грегори Фурнье из Массачусетского технологического института и его коллеги. Вышеназванные микробы известны «универсальностью» в выборе пищи ? их среда обитания очень разнообразна: обнаруживают их в маслосборниках, на мусорных свалках, в глубоководных гидротермальных впадинах, а также в бедном кислородом иле под зарослями водорослей. Но главная особенность микробов ? способность производить большие объемы метана.

Раньше мы считали, что это вымирание было вызвано вулканической активностью, однако это не соответствовало геологическим данным. Так, извержение вулкана приводит к резкому выбросу большого объема СО2 и постепенному снижению его доли в атмосфере. Геологические данные показывают, что все происходило наоборот ? доля СО2 быстро росла, а не уменьшалась. Это говорит в пользу роста числа метаногенных микробов.

? Грегори Фурнье из Массачусетского технологического института (США)

Исследование началось с того, что ученые попытались восстановить эволюционную историю микроба Methanosarcina по мелким мутациям в его геноме. В итоге они пришли к выводу, что данный вид архей пережил резкий всплеск эволюции приблизительно в тот же самый период, когда и случилось Пермское вымирание.

Пермское вымирание ? одно из пяти массовых вымираний всех времен. Произошло примерно 252 млн лет назад. В результате Пермского вымирания исчезло 96% всех морских видов и 70% наземных видов позвоночных. Катастрофа стала единственным известным массовым вымиранием насекомых.

Исследователи выяснили, что эти микробы обменялись генами с одним из других видов океанических микробов, поэтому научились перерабатывать органические останки и превращать их в метан. Таким образом, для Methanosarcina открылась огромная пищевая база, воспользовавшись которой они смогли увеличить свою численность в разы.

По мнению ученых, в этом деле микробам помогли и вулканы. Выбросы последних принесли с собой в воду мирового океана большое число атомов никеля, а ведь именно они жизненно необходимы археям для того, чтобы «собрать» молекулы некоторых ферментов. Как первый, так и второй факт говорят о том, что резкий рост числа данного вида микробов в океане, а также наличие доли метана в атмосфере, стали главной причиной практически полного исчезновения всех морских организмов и большей части сухопутных видов.