Математика доказывает: если бы конспирологические заговоры существовали, они недолго оставались бы тайной — Naked Science

Физик из Оксфордского университета подсчитал, что если бы четыре наиболее распространенные теории заговора действительно были справедливы, то все детали этих масштабных тайн быстро стали бы достоянием широкой публики.

conspiracy-web

«Судя по полученным результатам, любой заговор, куда вовлечено больше нескольких сотен человек, быстро “схлопывается”, и по-настоящему масштабный заговор никогда не будет “устойчив”», – говорит Дэвид Граймс (David Grimes). Формула, предложенная Граймсом, показывает, что тайна не может долго оставаться тайной, если о ней осведомлены больше тысячи человек, а если заговор должен скрываться более столетия, то число это и того ниже – менее 125 человек. А ведь наиболее масштабные конспирологические теории охватывают куда больше мнимых участников.

«Обычно принято доказывать несостоятельность самих теорий заговора, – добавляет Граймс, – однако я решил подойти к делу с другой стороны и проверить, насколько они возможны в принципе. И чтобы сделать это, я рассмотрел такой жизненно важный для любого заговора аспект, как секретность».

Для начала Граймс рассчитал вероятность раскрытия настоящих, доказанных заговоров, включая существование масштабной системы прослушки и слежки, организованной Национальным агентством безопасности (NSA) и раскрытой Эдвардом Сноуденом. Другой пример этому – печально известные эксперименты по изучению сифилиса в Таскиги, когда сотни бедных афроамериканцев были заражены опасной болезнью и получали сомнительное лечение пенициллином. Этот случай получил широкую огласку 25 лет спустя. Все это, по мнению физика, показывает: заговоры, конечно, могут существовать, но долго в тайне они не остаются. Как долго могли бы продержаться в секрете теории заговора, популярные сегодня?

В работе ученый обратился к четырем наиболее известным и масштабным конспирологическим теориям. Расчеты показали, что если высадка американских астронавтов на Луну была ложью, то в нее было бы вовлечено более 440 тыс. сотрудников NASA того времени, и секрет не продержался бы дольше 3,7 лет. Тайная связь вакцинации с аутизмом оставалась бы тайной от 3,2 до 34,8 лет, в зависимости от числа вовлеченных в этот «заговор» медиков и фармакологов. Если «глобальное потепление – миф», то эта тайна оказалась бы раскрыта через 3,7–26,8 лет. Наконец, если фармакологические гиганты действительно скрывают уже давно готовое универсальное средство от рака, то это оставалось бы тайной не дольше 3,2 лет.

По словам Греймса, это еще «позитивный» для заговоров сценарий, который предполагает, что заговорщики хорошо сохраняют тайну и против них не ведется никакое расследование.

Оказалось, психологические проблемы есть у 20% представителей поколения X и 15-19% бэби-бумеров. При этом самый высокий уровень тревоги и стресса наблюдается в зрелом возрасте, когда человеку 40-50 лет.

Так называемые биологические часы — сложный комплекс биохимических процессов как на уровне всего организма, так и на уровне отдельных клеток. Люди уже научились воздействовать на циркадные ритмы с помощью внешних воздействий или гормональных препаратов, теперь ученые сделали следующий шаг. Разработан способ регуляции суточных биоритмов при помощи манипуляций внутри человеческих клеток специальными белками, отвечающими за чувствительность к свету.