«Лукавых» предков могло быть много — Naked Science
13.11.2014

«Лукавых» предков могло быть много

Биолог Александр Марков считает, что, возможно, общим предком всего живого на Земле был не один только LUCA, а сообщество микроорганизмов.

4440378237_654f602bfe_o

Александр Марков, впрочем, не единственный ученый, который больше склонен верить версии о сообществе. Той же гипотезы, скажем, придерживается крупнейший микробиолог и академик Георгий Заварзин.

«Они (ученые, которые склонны к идее о том, что «вначале было сообщество», а не единственный исходный вид — NS) исходят из того, что устойчивое существование биосферы возможно только при условии относительной замкнутости биогеохимических циклов, в противном случае, живые существа очень быстро израсходуют все ресурсы и отравят себя продуктами собственной жизнедеятельности», — пишет Марков в своей книге «Рождение сложности. Эволюционная биология сегодня: неожиданные открытия и новые вопросы».

Таким образом, замкнутые циклы, по мнению некоторых биологов, могут обеспечить только группы из разных видов микроорганизмов, которые разделили между собой биогеохимические функции. То есть одни организмы в этом случае будут употреблять ресурсы среды и наполнять ее продуктами своей жизнедеятельности, а вторые — будут использовать продукты жизнедеятельности первых, и возвращать в виде своих отходов исходный ресурс в окружающую среду. Сообществами, которые способны формировать такой замкнутый цикл, являются, например, одни из самых древних микроорганизмов на Земле — цианобактериальные маты. По мнению Заварзина, организм, который в одиночку способен замкнуть такую цепь, просто не может существовать, как не может существовать вечный двигатель.

Строматолиты – ископаемые останки цианобактериальных матов / ©Richard Arculus

«Для этапа химической преджизни это еще более очевидно, — пишет Марков. — Никакая отдельно взятая органическая молекула не сможет устойчиво самовоспроизводиться и поддерживать гомеостаз в окружающей среде. На это способны только комплексы из довольно большого числа разных молекул, между которыми наладилось «взаимовыгодное сотрудничество» (симбиоз)».

Так что Лука, действительно, мог быть не единственным видом микроорганизмов, а полиморфным сообществом, который активно обменивался наследственным материалом между своими «особями». К изначальным свойствам жизни на Земле, по словам Александра Маркова, относятся разнообразие, симбиоз, информационный обмен и разделение функций.
Тем не менее, автор говорит и о том, что в биологии существуют и исключения. В рамках теории, единственный вид микроорганизмов, который обитает на планете очень долго, представить все-таки можно. Например, он может питаться какими-то веществами, которые в небольших количествах поступают из земли. Отходы же его жизнедеятельности могут перерабатываться геохимическими процессами (просто захораниваться в земных недрах), — живые существа могут не участвовать в этом. Такой микроорганизм в итоге просто встроится в уже существующий геохимический цикл, лишь ускорив его.

«Однако в целом на сегодняшний день утверждение «в начале было сообщество» представляется, на мой взгляд, более вероятным, чем «в начале был один вид микробов», — пишет Марков.

Специалисты показали устройство подводной лодки типа Gator, или SDV Mk.8 Mod 0. Она предназначена для доставки бойцов формирования специального назначения SEAL к цели.