«Лукавых» предков могло быть много - Naked ScienceNaked Science
13.11.2014, 11:47
Naked Science

«Лукавых» предков могло быть много

Биолог Александр Марков считает, что, возможно, общим предком всего живого на Земле был не один только LUCA, а сообщество микроорганизмов.

4440378237_654f602bfe_o
Строматолиты – ископаемые останки цианобактериальных матов / ©Richard Arculus

«Для этапа химической преджизни это еще более очевидно, — пишет Марков. — Никакая отдельно взятая органическая молекула не сможет устойчиво самовоспроизводиться и поддерживать гомеостаз в окружающей среде. На это способны только комплексы из довольно большого числа разных молекул, между которыми наладилось «взаимовыгодное сотрудничество» (симбиоз)».

Так что Лука, действительно, мог быть не единственным видом микроорганизмов, а полиморфным сообществом, который активно обменивался наследственным материалом между своими «особями». К изначальным свойствам жизни на Земле, по словам Александра Маркова, относятся разнообразие, симбиоз, информационный обмен и разделение функций.
Тем не менее, автор говорит и о том, что в биологии существуют и исключения. В рамках теории, единственный вид микроорганизмов, который обитает на планете очень долго, представить все-таки можно. Например, он может питаться какими-то веществами, которые в небольших количествах поступают из земли. Отходы же его жизнедеятельности могут перерабатываться геохимическими процессами (просто захораниваться в земных недрах), — живые существа могут не участвовать в этом. Такой микроорганизм в итоге просто встроится в уже существующий геохимический цикл, лишь ускорив его.

«Однако в целом на сегодняшний день утверждение «в начале было сообщество» представляется, на мой взгляд, более вероятным, чем «в начале был один вид микробов», — пишет Марков.