11.04.2014
Редакция Naked Science

NASA испытает «летающую тарелку» для посадки на Марс

NASA готовится к испытаниям космического корабля в форме диска, предназначенного для спуска тяжёлых грузов на поверхность Марса.

ldsd_0

Американское космическое агентство NASA планирует испытать космический корабль, который предназначен для спуска тяжёлых грузов на поверхность Красной планеты и имеет форму диска.

В настоящее время для посадки космических аппаратов существуют два средства – ракетные двигатели и аэродинамическое сопротивление. Правда, в отличие от приземления на Землю (атмосфера плотная и хорошо работают парашюты) и на Луну, (атмосферы нет и торможение возможно только с помощью двигателей) посадка на Марс сопровождается некоторыми проблемами.

В частности, плотность атмосферы на Красной планете составляет всего 1% от земной, в связи с чем парашюты могут быть эффективны только при небольшой массе спускаемого груза. Вместе с тем атмосфера достаточно плотная, чтобы потоки турбулентности дестабилизировали посадку космического корабля, тормозящего с помощью двигателей.

Раньше доставить на Марс зонд или роботизированные аппараты помогали парашюты и подушки безопасности. Но поскольку нагрузка постоянно возрастала, специалисты NASA, отправляя марсоход «Кьюриосити» (MSL) массой почти 900 килограммов, решили использовать уникальную систему, получившую название «Небесный кран». Эта система включала в себя парашюты, посадочное шасси с ракетными двигателями и механизм с тросами – они очень мягко опустили ровер на поверхность.

Однако в случае пилотируемой экспедиции, не говоря уже о возможной колонизации планеты, на Марс необходимо будет доставить груз весом от 40 до 100 тонн. Для этого специалисты разработали «Сверхзвуковой замедлитель для условий низкой плотности» (LDSD). Посадочная капсула будет оснащена огромным воздушным шаром в форме летающей тарелки, и когда скорость движения достигнет 3,5 Маха, он будет быстро надуваться. Дополнительное сопротивление замедлит снижение до значения в 2 Маха, после чего раскроется огромный парашют диаметром 33 метра.

Во время первых испытаний прототип посадочной капсулы с системой LDSD планируется поднять над Гавайскими островами на высотном аэростате. Находясь на высоте 37 километров, аппарат отсоединится, после чего при помощи небольшой ракеты достигнет высоты в 55 километров. В процессе последующего падения вокруг капсулы надуется тарелкообразный купол, после чего раскроется парашют. Таким образом, ожидается, что устройство мягко опустится в океан.

Всего запланировано три испытательных запуска на Гавайях. На основании анализа результатов специалисты определятся с дальнейшими действиями. Сообщается, что ранее один из предварительных вариантов замедлителя прошёл испытание на ракетных санях.

Если результаты испытаний окажутся успешными, данная система окажется полезной не только при возможной пилотируемой экспедиции на Марс, но и для доставки следующих поколений роботизированных аппаратов в горные районы Марса.

NASA испытает «летающую тарелку» для посадки на Марс