«Красные самородки» помогут понять рост сверхмассивных черных дыр — Naked Science

«Красные самородки» помогут понять рост сверхмассивных черных дыр

Редкий вид галактик показывает, как черные дыры «задушили» рождение новых звезд и применили всю неиспользованную энергию для собственного роста.

mrk12161

В 2005 году астрономы впервые обнаружили существование необычного типа галактик в далекой ранней Вселенной. Они возникли всего через три-четыре миллиарда лет после Большого взрыва. Для наблюдателей с Земли они кажутся красными из-за обилия в них красных звезд.

Их назвали «красными самородками» и считают прародителями гигантских эллиптических галактик, которых, в свою очередь, часто называют «красными и мертвыми» — в них находятся только старые, маломассивные красные звезды. У «красных самородков» почти такая же масса, как у эллиптических галактик средних размеров, хотя по размеру первые не больше одной пятой вторых. Со временем «самородки» столкнулись с другими галактиками, но некоторые из них так и остались одиноки на задворках видимой Вселенной.

Группа астрономов под лидерством Норберта Вернера из MTA-Eotvos University Lendulet Hot Universe and Astrophysics Research Group в Венгрии изучила поведение двух таких галактик — MRK 1216 и PGC 032673. Обе они моложе других наблюдаемых «красных самородков». Одна находится в 295 миллионах световых лет от Земли, другая — в 344 миллионах световых лет.

Исследователи наблюдали за поведением красного межзвездного газа в центре каждого «самородка». Рентгеновские излучения, производимые этим газом, могут отражать признаки деятельности ближайшей черной дыры в каждой галактике. Исходя из своих наблюдений, команда Вернера обнаружила, что черные дыры не дают газу остыть и сформировать звезды.

«Мы видим, что черные дыры в этих галактиках берут все под свой контроль, что негативно сказывается на формировании новых звезд», — говорит Вернер.

Сверхмощные гравитационные и магнитные поля черных дыр могут отклонять падающую в них материю и выбрасывать ее наружу в форме джетов со скоростью, близкой к скорости света. Эти джеты производят огромные объемы тепла, воздействуя на окружающий дыру межзвездный газ, не давая ему остыть и сформироваться в новые звезды.

У MRK 121, в частности, более горячий центр, чем у другой галактики. Это может означать, что «красный самородок» совсем недавно был нагрет джетом своей черной дыры. В PGC 032673, которая немного старше первой, газ в 10 раз тусклее, что указывает на беспощадные выбросы ее черной дыры, отбросившие газ на более далекие расстояния.

Ученые также зафиксировали радиоизлучения от обеих черных дыр, типичные для черных дыр с джетами. Рентгеновские сигналы от обеих из них также в сто миллионов раз ниже эддингтоновского предела, что характерно для объектов, выбрасывающих джеты.

Вернер и его команда предполагают, что сверхмассивные черные дыры увеличили свой размер, поглощая горячий газ рядом с центром своих галактик.

Черные дыры в MRK 1216 и PGC 032673 — два из наиболее массивных подобных объектов, известных науке. Измерив скорость звезд рядом с центром каждого из «красных самородков», исследователи выяснили, что масса каждой из их черных дыр примерно в пять миллиардов раз превышает массу Солнца.

К тому же масса каждой из этих черных дыр составляет малый процент от общей массы звезд рядом с центром галактики. Черные дыры более типичных галактик весят в 10 раз меньше.

«Они не только не дают формироваться новым звездам, но также могут использовать часть этого галактического материала для собственного питания», — комментирует открытие соавтор исследования Массимо Гаспари из Принстонского университета.

Помимо этого, удалось выяснить, как это извержение происходило и какую роль сыграло в развитии майяской цивилизации.

По заказу Лувра «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо» оцифровали с помощью мультиспектральной камеры высокого разрешения. В итоге ученым удалось предположить, что помогало Леонардо да Винчи при создании этой картины.

По словам авторов эксперимента, им удалось выявить у черных ворон важный маркер сознания — способности субъективно переживать события внешнего мира и собственной жизни.

640 лет назад завершилось крупнейшее сражение средневековой Европы — битва на Куликовом поле. В конце XX века ряд историков заявил: это была мелкая незначительная стычка, а вовсе не масштабное событие, запустившее формирование единого русского государства. По их мнению, ни о какой борьбе Москвы с Золотой Ордой в этом сражении просто не могла идти речь: места на поле боя недостаточно. Получается, события, описанные в летописях, были почти полной выдумкой. Однако теперь ситуация вдруг развернулась на 180 градусов: оказалось, место сражения действительно лежит в Тульской области… но совсем на другом поле. И это заметно меняет всю историю Руси того времени. Попробуем разобраться почему.

Недавно запущенный китайский потенциально многоразовый космический аппарат вернулся домой. Как стало известно, перед этим от него отсоединился некий объект, предназначение которого неизвестно.